Исламизация

Позывные вечности в истории

Самое же интересное, пожалуй, в том, что в такое время ислам принимали целыми поселениями чуваши, марийцы, удмурты, мордва и даже русские (Материалы по истории Татарии, с. 235). Надо полагать, это были такие русские населенные пункты, жители которых владели татарским языком, а сами поселения находились в окружении татарских деревень. Ну, а отдельным русским семьям, особенно ремесленникам (кузнецам, пимокатчикам и др.), жившим непосредственно в татарских общинах, как говорится в таких случаях, сам Бог велел.

Как происходили христианизация и исламизация, русификация и отатаривание чуваш?

Как происходили христианизация и исламизация, русификация и отатаривание чуваш?

Исламизация Волжско-Камского региона (VII—X вв.): на материале арабских и старотатарских источников

Данное исследование посвящено вопросу проникновения ислама на территорию Волго-Камского региона в период VII—X вв. Проблема рассматривается на примере арабских и старотатарских источников, которые в той или иной мере затрагивают вопрос исламизации этого региона. К арабским источникам отнесены труды мусульманских географов, историков и богословов, а также материалы Корана и коранической литературы VII—Х вв.; к татарским, помимо исторических трудов, произведения татарской литературы и фольклора периода XIII — нач. ХX вв. Наибольшее внимание в монографии уделено ходу, течению и развитию процесса исламизации Волжско-Камского региона в указанный период, а также дается анализ этого события в свете развития общих этноконфессиональных процессов в данном регионе.

Исламизация православных чувашей и чувашей-язычников Симбирской губернии в XIX — начале XX вв.

Документально исламизация чувашей Симбирской губернии прослеживается с начала XIX столетия, на протяжении которого православные чуваши и чуваши-язычники неоднократно переходили в ислам, нередко совместно с крещеными татарами. Смена вероисповедания была обусловлена комплексом социокультурных и политических факторов, среди которых можно выделить близость языка и быта чувашей и татар, их тесное соседство, длительные культурные контакты и безусловно насильственная христианизация чувашей. По различным оценкам численность чувашей-мусульман Симбирской губернии в XIX — начале XX вв. не превышала 1000 человек. В представлениях чувашей-мусульман (и не только для них) ислам являлся «татарской» верой, и переход в мусульманское вероисповедание воспринимался ими как «переход в татары» («Эпир тутара тухрăмăр» — дословно: «Мы вышли в татары»). Ислам чуваши расценивали как более лучшую веру, чем язычество или православное христианство. В условиях исторически сложившегося исламо-христианского пограничья в Среднем Поволжье и Приуралье исламизация чувашей, о чем свидетельствуют материалы по Симбирской губернии, в конечном итоге, оборачивалась этнической ассимиляцией, что проявилось в смене самосознания, утрате родного языка и изменении культурно-бытовых черт.

Хан Узбек: вопросы и ответы

Узбек-хан на персидской миниатюре

Несмотря на все это, мало кто предпринимает усилия по сохранению памяти об этом великом человеке. Никто не спешит хоть как-то исследовать и сохранить для потомков мавзолей в Лапасе, где похоронен хан Узбек. Не торопятся ученые даже с переводом на русский язык и изданием в нашей стране вышеназванной книги де Визе, внесшей весомый вклад в дело изучения исламизации народов центральной Евразии. Хотя, казалось бы, финансирование для подобных проектов в мусульманских республиках России имеется.

Наверное, мы еще не до конца оценили величие наших предков. Возможно, многие и вправду считают, что памятники Булгара в Татарстане имеют прямое отношение к доордынской Волжской Булгарии, в то время как самые ранние из сохранившихся здесь построек (Восточный и Северный мавзолеи) датируются эпохой хана Узбека. Быть может, мы еще не раз будем конструировать нашу историю, исходя из региональных предпочтений. Истина от этого не станет меньше, и правду не сделать кривдой. Рано или поздно ростки подлинного знания нашей истории пробьются наверх, и новое поколение российских мусульман сделает то, чего не смогли сделать все предшествующие — восстановить истину во всей ее красе и увековечить память великих предков.

Об отпадениях в магометанство крещёных инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления

Таким образом, быстрый прирост населения татарско-магометанского несомненно имеет другой источник, который, помимо естественного прироста, способствует быстрому численному росту татар на счёт других народностей — чуваш, черемис, мордвы и др[угих], «уходящих в татары», — что и подтверждается при более близком знакомстве с этнографическим составом населения губернии. Не имея возможности, за недостатком времени, более подробно исследовать этот источник быстрого прироста магометан Казанской губернии в ущерб другим инородческим племенам, я укажу лишь некоторые селения этих инородцев, в которых они считаются теперь уже «татарами».

О кипчакско-несторианском происхождении кряшен

Не менее интересными для исследования оказываются так называемые татары-мишари. О них доподлинно известно, что ислам проник в их среду крайне поздно, в XVI—XVII веках среди них были еще неисламизированные татары. То есть эти татары исламизировались уже после взятия Казани — это тем более любопытно, так как Нижегородские татары говорят на особом диалекте татарского языка, который практически идентичен диалекту молькеевских кряшен. Также было замечено, что именно их язык гораздо ближе стоит к куманскому, то есть кыпчакскому языку и их антропологические особенности: большая европеоидность, подтверждает их кыпчакское прошлое — как известно кипчаки были европеоиды. Таким образом, у нас есть достоверные источники о татарах, которые были исламизированы крайне поздно, и о кряшенах, которые близки с ними по языку и антропологическим признакам. Более того, среди исторических памятников мишарей часто находят кресты, а многие их праздничные традиции явно имеют христианские корни. Получается, что нынешние татары-мишари, в основном исповедующие ислам, ранее были язычниками или несторианами, как и их предки кипчаки, а возможно, какое-то время они были и православными. В то время как молькеевские кряшены из того же состояния, но пришли не к исламу, а к православию. Однако молькеевские кряшены — это особая группа, но известно, что и язык других кряшен, не подвергшихся влиянию татарско-казанского языка, считается более архаичным, что естественно, в этом языке сохраняются древне кипчакские слова.

Татарская нация: история и современное развитие

В книге собраны наиболее интересные публикации учёных и государственных деятелей Республики Татарстан последних лет, посвященные анализу проблем этнического развития татарского народа. Сборник подготовлен в связи с предстоящей Всероссийской переписью населения 2002 г. и позволяет глубже понять многие дискуссионные вопросы об истории, культуре татар, их этническом становлении. В работе содержатся и публикации, посвященные сценариям будущего татарской нации.

Причины отпадения старокрещеных татар Среднего Поволжья в мусульманство в ХIХ веке

Дифференцированный подход властей в решении административных и судебных дел, в проведении налоговой, социальной, религиозной политики, систематическое противопоставление крещеных к некрещеным и стремление к их изоляции от мусульман положили начало обособлению крещеных. Часть из них, прежде всего служилые, ассимилировались в русской среде, ясачное население начало терять прежнюю связь с мусульманским миром. Видимо, религиозный фактор сыграл свою роль и в формировании неоднозначного отношения татар-мусульман к крещеным. Обособленность крещеных татар закреплялась всеми институтами государственной власти. Пассивность старокрещеных татар в отпадении в мусульманство во многом объясняется внутриполитическим курсом царского правительства в ХVIII—ХIХ вв., когда произошло основательное «консервирование» религиозных верований крещеных татар и уменьшение влияния ислама.

Subscribe to RSS - Исламизация