Казанские татары

История башкирских родов. Гирей. Т. 2

История башкирских родов. Гирей. Том 2. / С. И. Хамидуллин, Ю. М. Юсупов, Р. Р. Асылгужин, Р. Р. Шайхеев, Р. М. Рыскулов, А. Я. Гумерова, Г. Ю. Галеева, Г. Д. Султанова. — Уфа: ГУП РБ Уфимский полиграфкомбинат, 2014. — 528 с.: илл.Так как же называло себя коренное население Казанского ханства и Казанского края после вхождения в состав Русского государства? Ныне считается общепринятым, что оно именовалось чувашами. Данное положение стало результатом исследований многих историков. Еще первый русский историк В. Н. Татищев писал: «Вниз по реке Волге чуваши, древние болгары, наполняли весь уезд Казанский и Синбирский». Р. Н. Степанов обратил внимание на одно странное обстоятельство: в челобитных XVI-XVII вв. жители мусульманских сел Казанского уезда почему-то именуют себя чувашами. В качестве иллюстрации можно привести судное дело 1672-1674 гг. жителей татарской деревни Бурундуки (Кайбицкий район РТ) Бикчюрки (Бекчуры) Ивашкина и Бикмурски (Бекмурза) Акмурзина, в котором они названы чувашами. Современный автор Д. М. Исхаков подвел черту под многолетними исследованиями на эту тему: «…наименование «чюваш» (šüäš), функционировавшее в Казанском ханстве как обозначение оседло-земледельческого тяглого населения («черные люди»), вполне могло быть использовано как этническое определение». Таким образом, в приводившихся выше документах — челобитной «всей Казанской земли», духовной грамоте Ивана Грозного — предки казанских татар были зашифрованы под именем чувашей.

К вопросу об этнополитической ситуации в Урало-Поволжье

Таким образом, в приводившихся выше документах — челобитной «всей Казанской земли», духовной грамоте Ивана Грозного, актах Московского царства — предки казанских татар были зашифрованы под именем чувашей. В этой связи становится понятной характеристика австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, данная Казанскому ханству: «Царь этой земли может выставить войско в тридцать тысяч человек, преимущественно пехотинцев, среди которых черемисы и чуваши — весьма искусные стрелки. Чуваши отличаются также и знанием судоходства… Эти татары — культурнее других, так как они и возделывают поля, и занимаются разнообразной торговлей».

«Исчезнувший» народ чуваши в этнологическом конструктивизме

После присоединения Поволжья к Русскому государству для чувашей-мусульман было учреждено сословие ясачных татар, вероятно, для того, чтобы отделить от ясачных чувашей-язычников правобережья Волги. Однако, изменения во внешнем обозначении не изменили внутренней идентификации. Сохранился редкий документ, свидетельствующий об этом. В 1635 г. некий Рахман Кулуй от имени абызов и старейшин Казанского уезда обратился к крымскому хану с просьбой принять «еловых марийцев» (чиршы чирмыш), «горных чувашей» (тау чуващ), «иштек-башкир» (иштак башкурт ) в свое подданство. Документ важен тем, что он написан от имени самих жителей Поволжья, а потому отражает их собственное самоназвание. Как видим, среди перечисленных этнических групп «татары» не значатся, следовательно, они названы в числе чувашей.

Рафаэль Хакимов: «Кто такие татары?»

Медресе «Татары почувствовали себя нацией в 1905 году», - пишет в материале, подготовленном специально для «БИЗНЕС Online», директор Института истории АН РТ, академик, вице-президент Академии наук Татарстана Рафаэль Хакимов. Он напоминает, что первая русская революция всколыхнула татар, у них появились политические требования, все интеллектуалы заговорили на языке народа. Причем глубинные причины этого лежали в экономике, и подлинными строителями нации были предприниматели.

Какое происхождение казанско-татарского булгаризма?

Какое происхождение казанско-татарского булгаризма?

О путях неизведанных

Чётко представляю себе все трудности, которые предстоит преодолеть на пути к истине. Когда введенные в заблуждение длительной пропагандой «булгарской теории» очень многие, если не большинство, из моих соплеменников склонны видеть в себе потомков летописных булгар, прямо скажем, очень сложно связать их историю с судьбой «каких-то» ногайцев, у которых сегодня нет ни государственности, ни сколь-нибудь определенной территории компактного проживания, ни высокоразвитой современной культуры. Сегодняшний татарин — «булгарист», конечно же, не будет в восторге, когда узнает, что собственно ногайцы (т. е. та часть населения бывшей Золотой Орды, которая добровольно вошла в состав ногаев и взяла в качестве этнического самоназвания былой социальный термин) утвердилась в исламе только в конце ХVIII — начале ХIХ вв. И навряд ли он безоговорочно согласиться принять их в качестве прямых и самых близких родственников. Мифические булгары покажутся ближе. Пусть последние не являлись огузо-кипчаками, — скажут наиболее из ортодоксальных «булгаристов», пусть будут кем угодно, зато они еще в начале Х века, а может быть и раньше, приняли мусульманство!

Какое происхождение татар (казанских татар и мишарей)?

Для чуваша или другого изъ нашихъ инородцевъ выраженіе «принять мусульманство» тождественно выраженію «уйти въ татары»: по принятіи ислама тотчасъ оставляется родной языкъ, национальный костюмъ, національные обычаи, и все это замѣняется татарскимъ. Чувашенинъ, принявшій мухаммеданство, уже стыдится именоваться чувашениномъ и говорить по-чувашски, а называетъ себя татариномъ. «Я не чувашенинъ, т. е. не язычникъ», мыслитъ онъ; «я татаринъ, т. е. правовѣрующiй».

Исламизация Волжско-Камского региона (VII—X вв.): на материале арабских и старотатарских источников

Данное исследование посвящено вопросу проникновения ислама на территорию Волго-Камского региона в период VII—X вв. Проблема рассматривается на примере арабских и старотатарских источников, которые в той или иной мере затрагивают вопрос исламизации этого региона. К арабским источникам отнесены труды мусульманских географов, историков и богословов, а также материалы Корана и коранической литературы VII—Х вв.; к татарским, помимо исторических трудов, произведения татарской литературы и фольклора периода XIII — нач. ХX вв. Наибольшее внимание в монографии уделено ходу, течению и развитию процесса исламизации Волжско-Камского региона в указанный период, а также дается анализ этого события в свете развития общих этноконфессиональных процессов в данном регионе.

Достоверная гипотеза о происхождении казанских татар

В капитальном труде «История Татарской АССР» на с. 103 читаем: «На развалинах Волжской Булгарии на местной этнической и экономической базе в середине XV века возникло новое государственное объединение — Казанское ханство, на территории которого и происходит процесс завершения формирования казанских татар. Этническую основу этого народа по преимуществу составляли камские булгары.»

«Русификация» татар и «отатаривание» Поволжских народов

В весьма солидных современных трудах по истории татар утверждается, хотя и не приведя каких-либо фактических доказа­тельств, что после покорения Казанского ханства, Русское прави­тельство начало проводить и проводило насильственную русификацию Поволжских народов, особенно татар, путем обращения их в христианство с применением жестоких мер.

Страницы

Subscribe to RSS - Казанские татары