Надмогильные памятники

Древние надгробные камни

В селе Карабай-Шемурша республики Чувашия частный предприниматель на свои средства восстановил старое кладбище. Здесь находятся 2 древних могильных камня, один из которых прочтён. Один из камней нечитаем, но на нем виден похожий орнамент, что и на камне, найденном неподалеку от деревни Кзыл-Чишма.

Концепция Хусаина Фаизхана по проблеме этногенеза татарского народа

Одной из особенностей татарского просветительского движения было обращение к проблеме этногенеза татарского народа. Х. Фаизхан, как и Ш. Марджани и К. Насыри, уделил ей большое внимание. Это было вызвано рядом объективных причин.

По следам булгар и сувар

Евгений Петрович Михайлов, Джамиль Габдрахимович Мухаметшин, Владимир Николаевич Алмантай (Иванов)В июне Чувашский институт гуманитарных наук совместно с Булгарским историко-архитектурным музеем-заповедником Татарстана организовал экспедицию по исследованию надмогильных памятников XIV -XVIII веков, надписи на которых выполнены арабской вязью. Для расшифровки этих надписей мною был приглашен кандидат исторических наук, востоковед, бывший директор музея города Булгар Джамиль Мухаметшин. Возглавил экспедицию ведущий археолог института Евгений Михайлов.

Эпиграфические памятники города Булгара

Язык же жителей Сувара XI века, судя по примерам М. Кашгари, обнаруживал большое сходство с огузским и кипчакским языками (а они как раз имеют общетюрк­ский з-признак). Означало ли это то, что сувары гово­рили на языке общетюркского типа или же М. Кашгари были зафиксированы образцы речи отдельных купцов-кипчаков, проживавших в то время в городе, ведь Су­вар находился на караванном пути из Средней Азии в г. Булгар? К сожалению, наши знания о языке сувар не выходят за рамки общих представлений, поэтому у нас нет достаточно аргументированных оснований для вы­водов в этноязыковом плане, сравните суварские (сабирские) имена Акум, Берихос, Балах, Илирик, Конулсиз, Тиранис, Хоногур. Все же хочется привести мнение автора сводной работы о хазарах, американского уче­ного Петера Голдена, который считает язык сабиров (сувар) обычным тюркским в отличие от языка огузо-тюрок.

Болгары и чуваши

Ашмарин Н. И. Болгары и чувашиВопросъ о происхожденіи и языкѣ волжскихъ болгаръ, какъ извѣстно, до сихъ поръ нельзя считать окончательно исчерпаннымъ, хотя его надлежащее разрѣшеніе имѣетъ весьма важное значеніе для историческаго и этнографическаго изученія Поволжья. Имѣя въ рукахъ различные матеріалы, почерпнутые изъ нарѣчій волжскихъ инородцевъ и, по моему мнѣнію, могущіе пролить нѣкоторый свѣтъ на довольно темную для науки область болгаровѣдѣнія, я рѣшился составить небольшой обзоръ тѣхъ свѣдѣній, какія представляетъ намъ литература о Волжской Болгаріи, дополнивъ ихъ некоторыми новыми соображеніями, вытекающими изъ разсмотрѣнія имѣющихся въ нашемъ распоряженіи лингвистическихъ данныхъ. Такъ какъ главною цѣлью настоящаго очерка служило лишь сообщеніе результатовъ изысканій въ области языковѣдѣнія, то я долженъ замѣтить заранѣе, что болѣе или менѣе подробное обозрѣніе всѣхъ другихъ источниковъ по занимающему насъ предмету не могло войти въ тѣ довольно узкія рамки, которыя были отведены мною для предлагаемой статьи.

Три надгробных булгарских надписи

В статье Хусейна Фейзханова «Три надгробных булгарских надписи», опубликованной в 1863 г., впервые было сказано о наличии чувашских слов в булгарских эпитафиях.

О фонетических отношениях между чувашским и тюркским языками

Какой же общий вывод должно сделать из формы чувашских слов в старинных надгробиях? Тот, что особенности большей части этих древних форм противу нынешних представляют что-то среднее, переходное между тюркским и нынешним чувашским.
Если предположить отношение чувашского языка к тюркскому такое же, какое находится между романскими и латинским, т.е. что чувашский язык, некогда особенный, финский, в последствии уже существенно изменился от влияния тюрксаго языка; то вышеупомянутые памятники VIII века гиджры могут указывать эпоху такого переворота в чувашском языке, эпоху довольно позднюю, когда между татарами господствовало мусульманство. На это указывают несколько арабских и персидских слов в языке чувашском. Если же чувашский язык был таким искони, то фонетическия особенности надгробий были ли общи в данную эпоху всему чувашскому языку, или принадлежали особому наречию, в последствии поглощенному татарским влиянием? И еще — к какому именно из тюркских наречий чувашский язык имеет набольшую близость?

Subscribe to RSS - Надмогильные памятники