Николай Никольский

Никольский Н. В. Собрание сочинений. Том II. Труды по истории христианизации и христианского просвещения чувашей

Никольский Н. В. Собрание сочинений. Том II. Труды по истории христианизации и христианского просвещения чувашей. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2007. — 447 с.Во второй том Собрания сочинений известного чувашского учёного включены труды по истории христианизации и христианского просвещения чувашей, опубликованные в 1904—1915 гг.

Краткий курс этнографии чуваш. Выпуск 1-ый (1928 г.)

Настоящий краткий курс по этнографии чуваш представляет из себя сжатое изложение лекций на чувашском лингвистическом отделении Восточного Педагогического Института в г. Казани.
Нужда в нем большая у студентов, которые совершенно не располагают ни временем, ни возможностью восстановить общую картину прочитанного курса по отрывочным данным печати. Думается, что школа II ступени тем более не может обойтись без соответствующего конспекта этнографического материала о чувашах. Это следует сказать особенно о школах, находящихся в деревнях, куда книга вообще то проникает с большим трудом ввиду скудного бюджета самой школы. Из бывшего конспекта по этнографии чуваш (Казань, 1919 г.) в настоящий курс включены очень немногие этнографические факты, почему предлагаемая работа должна считаться совершенно особым, отдельным от «конспекта» трудом.

Конспект по истории народностей Поволжья

Настоящий конспект имеет в виду, главным образом, народности Поволжья. Сибирские народности вводятся в текст в размере, необходимом для целей сравнительно исторических. Составлен конспект по постановлению научной комиссии по разработке вопроса о преподавании родного языка, истории и этнографии в школах всех ступеней среди мелких народностей Поволжья.

Краткiй конспектъ по этнографiи чувашъ (1911 г.)

Отдѣльный оттискъ изъ ХХVІ-го т. «Извѣстій Общества Археологіи, Исторіи и Этнографіи» за 1911 годъ.

Конспект по истории христианского просвещения чуваш

Соседями чуваш были русские, тюркския и финския племена; первых около 1551 года в одной только Казани было более 60 000 человек. Присурье в XV веке называлось «Русью». Татары жили вблизи Казани; черемисы, вотяки, мордва смешанно съ чувашами, а также на северо-востоке и на Западе от чуваш. Соседство с этими народами обусловливало влияние на чуваш язычества, мусульманства и христианства. Первое понятно само по себе. Об отатарении а, следовательно, и об омусульманении чуваш говорятъ 37 мусульм. чуваш, имена которых занесены в один документ ХVІ века. По свидетельству Лызлова, в 1508 г. чувашские князья и люди должны были участвовать вместе с прочими в мусульманском празднике. К принятию ислама чувашами татары принимали принудительныя меры: угрозы, лишение прав, телесныя наказания. Русско-христианское влияние на чуваш подтверждается русскими именами у некоторых из чуваш, а также и тем, что все чуваши горной стороны и арские помогали Московскому государству в его борьбе с Казанским.

Subscribe to RSS - Николай Никольский