Отатаривание

Как происходили христианизация и исламизация, русификация и отатаривание чуваш?

Как происходили христианизация и исламизация, русификация и отатаривание чуваш?

Исламизация православных чувашей и чувашей-язычников Симбирской губернии в XIX — начале XX вв.

Документально исламизация чувашей Симбирской губернии прослеживается с начала XIX столетия, на протяжении которого православные чуваши и чуваши-язычники неоднократно переходили в ислам, нередко совместно с крещеными татарами. Смена вероисповедания была обусловлена комплексом социокультурных и политических факторов, среди которых можно выделить близость языка и быта чувашей и татар, их тесное соседство, длительные культурные контакты и безусловно насильственная христианизация чувашей. По различным оценкам численность чувашей-мусульман Симбирской губернии в XIX — начале XX вв. не превышала 1000 человек. В представлениях чувашей-мусульман (и не только для них) ислам являлся «татарской» верой, и переход в мусульманское вероисповедание воспринимался ими как «переход в татары» («Эпир тутара тухрăмăр» — дословно: «Мы вышли в татары»). Ислам чуваши расценивали как более лучшую веру, чем язычество или православное христианство. В условиях исторически сложившегося исламо-христианского пограничья в Среднем Поволжье и Приуралье исламизация чувашей, о чем свидетельствуют материалы по Симбирской губернии, в конечном итоге, оборачивалась этнической ассимиляцией, что проявилось в смене самосознания, утрате родного языка и изменении культурно-бытовых черт.

«Русификация» татар и «отатаривание» Поволжских народов

В весьма солидных современных трудах по истории татар утверждается, хотя и не приведя каких-либо фактических доказа­тельств, что после покорения Казанского ханства, Русское прави­тельство начало проводить и проводило насильственную русификацию Поволжских народов, особенно татар, путем обращения их в христианство с применением жестоких мер.

Братские узы народов Поволжья

Татарская культура в XIX в. продолжала играть существенную роль в духовном развитии и образе жизни всех нерусских народов Поволжья и Приуралья. Более того, традиционные элементы религиозной, этно-лингвистической, семейно-бытовой культуры, перенятые чувашами, марийцами, удмуртами и определенной частью мордвы у булгар и казанских татар, еще долго составляли серьезное препятствие на пути проникновения русско-православной культуры в среду этих народов, особенно в сельских местностях. Достоверные сведения об этом оставили известный этнограф нашего края К. Ф. Фукс и его жена А. А. Фукс.

Татарская нация: история и современное развитие

В книге собраны наиболее интересные публикации учёных и государственных деятелей Республики Татарстан последних лет, посвященные анализу проблем этнического развития татарского народа. Сборник подготовлен в связи с предстоящей Всероссийской переписью населения 2002 г. и позволяет глубже понять многие дискуссионные вопросы об истории, культуре татар, их этническом становлении. В работе содержатся и публикации, посвященные сценариям будущего татарской нации.

Глава I. Население Приволжского федерального округа РФ во второй половине XVI — 50-х годах XIX в.

Ассимиляционные процессы (и то в ограниченных масштабах) протекали в основном у чувашей (отатаривание), мордвы и коми-пермяков (обрусение). Жители округа проживали в основном смешанно, причем коренные редко занимали значительную единую этническую территорию. Особенно часто в одних и тех же селениях жили татары и чуваши, русские и мордва и т. д. Это подготовило благодатную почву для усиления ассимиляционных процессов в пореформенные годы.

Заключение

Чуваши относятся к числу народов округа, удельный вес которых в XVIII—XIX вв. сильно понизился как во всей России (с 1,5% до 1,2%), так и в границах Приволжского округа (с 7,5 до 4,6%).
С их расселением сложилась парадоксальная ситуация. Доля чувашей увеличилась в заселяемых регионах. В Южном Приуралье они достигли в 1719 г. 0,3%, а в 1989 г. — 2,3% всех жителей. Она резко повысилась на территории собственно Чувашии (с 31,2 до 67,8%), хотя во всем Среднем Поволжье отмечается лишь небольшое ее снижение (с 12,6 до 12,2%). А в других регионах Среднего Поволжья происходит очень сильное понижение процента чувашского населения. В Татарстане чуваши составляли в 1719 г. 13,7 %, а в 1989 г. — 3,7 %, в Марийской республике, соответственно, 9,8 % и 1,8 %, в Ульяновской области 15,8 % и 8,3 %.
Бесспорно, что в ряде территорий Среднего Поволжья отмечается ассимиляция части чувашей соседними преобладающими этносами и, в первую очередь, татарами.

Subscribe to RSS - Отатаривание