Руслан Тагиров

Суфизм в Поволжье: особенности функционирования

Тюрки Поволжья и Приуралья, имевшие многовековые культурные и духовные связи с мусульманским Востоком, не могли остаться в стороне от процессов и явлений, происходивших в исламском мире. Еще до монгольского нашествия суфизм в форме тариката Йасавийа проник в Волжскую Булгарию из Средней Азии. Его основатель Ходжа Ахмад Йасави (ум. в 1162 г.) был учеником знаменитого подвижника Абу Йусуфа Хамадани (ум. в 1140 г.), который, в свою очередь, возводил свою духовную родословную к Абу Йазиду Бистами. Идеологической основой братства Йасавийа стало собрание записанных на тюркском наречии стихов Ахмада Йасави под названием «Дивани хикмет» (Сборник мудростей). Отрывки из этого сборника декламировались и распевались во время Йасавийских собраний, которые нередко сопровождались неистовыми экстатическими танцами.
Согласно историческим источникам, именно это братство сыграло важную роль в распространении ислама среди жителей степных тюркских народов Средней Азии и Казахстана. Сподвижники и ученики Ахмада Йасави, такие как его приемник Бакыргани (Хаким Ата) (ум. в 1183 г.) и Саид Ата (ум. в 1218 г.) распространяли учение своего наставника на большой территории, населенной тюрками — от Восточного Туркестана (совр. СинцзяньУйгурский Автономный район Китая) и до бассейна Волги. Кроме того, тарикат Йасавийа отличался еще и тем, что в нем особая роль отводилась почитанию духов умерших предков, что до сих пор сохраняется среди коренного населения Казахстана и Средней Азии, то есть родственных татарам тюркских народов.

Subscribe to RSS - Руслан Тагиров