Амазонки — предки суваро-булгар?

Амазонки в древних мифах — народ, состоявший исключительно из женщин-воительниц, не терпевших при себе мужчин, выходивший в походы под предводительством своей царицы и образовавший особое воинственное государство.

Лишь для сохранения рода и воспроизведения потомства амазонки иногда вступали в близкие отношения с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали к отцам (по другой легенде — попросту убивали), девочек же оставляли у себя и воспитывали из них новых амазонок.

Впервые амазонки упоминаются в знаменитой поэме Гомера (VIII в. до н. э.) (ил. 184) «Илиада». Потом о них сообщают Гекатей (550 лет до н. э.), Эсхил (525-456 гг. до н. э.), Пиндар (522-442 гг. до н. э.), Скилакс Кариандерский (521-485 гг. до н. э.), Геродот (ок. 484 — ок. 425 г. до н. э.) (ил. 185), Еврипид (ок. 480 — 406 гг. до н. э.), Страбон (64 — 21 гг. до н. э.), Павсаний (II в.) и многие другие.

Мифы об амазонках широко вошли в эпическую поэзию, стали предметом античного искусства. Художники и скульпторы древнего мира увековечили образы амазонок в статуях, рельефах и на картинах. Сохранились многочисленные античные подражания скульптурам великих мастеров, рельефы на камнях, изображения на керамике со сценами подвигов женщин.

Слово «амазонка» (др. -греч. а^аф- veg) объясняли по-разному. Наиболее распространенным является не совсем кор

ректное толкование «без груди» (a-mazos, или a-mastos), восходящее к представлениям древних авторов о том, что амазонки выжигали или удаляли себе правую грудь, якобы мешавшую стрельбе из лука. Однако в сохранившихся античных произведениях искусства амазонки никогда не изображались с этим увечьем. Да и по свидетельству современных авторитетных учёных, во время стрельбы из лука тетива со стрелой натягивалась не на уровне груди, а гораздо выше, т. е. женская грудь нисколько не мешала процессу стрельбы из лука. Изучившие эту проблему опытные эксперты-медики однозначно утверждают, что выжигание или удаление груди без должных медицинских знаний и наркоза непременно приводит к болевому шоку, обширному кровотечению, инфекциям, и летальный исход после такой операции становится неизбежным. Кстати, в древнегреческом языке в слове a-mazos начальная буква «а» («альфа») имеет несколько значений, среди которых не только отрицательное (privativum), означающее «безгрудая», но и усилительное (intensivum) — «полногрудая». Ещё одно значение слова a-masso — «неприкосновенная» (для мужчин) — толкуется как «безгрудая» не буквально, а в переносном смысле, как «не вскормленная грудью», отмечая их отличие от других женщин. Примечательно, что на современный чувашский язык слово амазонка переводится «ама ҫын» («женщина-человек») или «ама ҫӗн» («женщина побеждай»).

Амазонки в Африке и Малой Азиии

По античным сведениям, древнее царство амазонок образовалось в Северной Африке на территории современной Ливии (Марокко, Алжир, Тунис), возле Атласских гор современного Алжира (ил. 187).

Около XIV в. до н. э. предводительница амазонок в Африке Мирина начала военный поход с района озера Тритон (залив Габис Средиземного моря на юго-востоке Карфагена) в Малую Азию. Она была прекрасной воительницей и наездницей. Поэтому её называли «легконогой» из-за быстроты управления боевой колесницей. Мирина, пройдя со своей армией через Египет, завоевала Аравию и Сирию, покорила киликийцев и воинственные племена, живущие в горах Тавра, потом совершила победоносный бросок по южному и западному побережью Малой Азии до реки Каик (вполне вероятно, что в ее походах принимали участие и субарейские женщины, далекие предки суваро-булгарок, проживавшие в Субарту по этому маршруту). На завоёванных землях Малой Азии ею были основаны города Мирина, Киме, Питан и Приена, а на острове Лесбос в

Средиземном море — Митилена. Наступая дальше на север, переправившись через пролив Дарданелла, Мирина со своей армией вошла во Фракию (совр. Болгария). Но в жестокой схватке со скифским царём Сапилом и фракийцем Мопсом погибла большая часть амазонок и сама Мирина. Захоронена она у берега Чёрного моря, западнее города Игнеада (север современной Турции), в кургане, который с тех пор носит её имя. Позднее в этих местах амазонками с Фермодонта был воздвигнут город. Раненные в том бою амазонки здесь и остались, а уцелевшая часть вернулась в Ливию, ушла на юг Аравийского полуострова (Йемен), в районы дельты Нила и далее.

Спустя некоторое время три царицы амазонок — Марпесса, Лампадо и Гиппо — стали совершать новые походы и вновь захватили большие владения в Малой Азии и Сирии, основали города Эфес, Смирна (Измир), Фиба, Синопа.

Ареал обитания древних амазонок в Малой Азии практически совпадает с контурами областей Черноморского побережья современной Турции (Амазия и Самсун). Письменные источники чаще

всего амазонок помещали на р. Фермо- донт (совр. Ешиль-Ирмак), на южном берегу Понта Эвксинского (Черное море). Главным их городом считались Фемискира близ Амиса (ами — сув. -булг. -чув. «женщина-мать»), Амазии (ама ҫи — сув. -булг. -чув. «женская вершина») и Синопы (ҫин апа — сув. -булг. -чув. «человек-женщина»). По греческим источникам, эти города тоже были основаны амазонками. Об этом писали Эсхил, Страбон, Диодор, Павсаний и др. При раскопках в Северной Турции были обнаружены масштабные женские захоронения с оружием и лошадьми, а также крепость, на территории которой также были обнаружены захоронения воительниц.

Амазонки и Троянская война

Во время одного из походов амазонки захватили Трою. Однако, когда отряды амазонок ушли с большой добычей, оставив небольшие отряды для укрепления своей власти на местах, варвары напали на них, в результате чего в одном из боёв амазонки потеряли царицу Марпессу.

Амазонки нередко сражались совместно со скифами против греков. Один из самых ярких примеров этого — захват отрядом греков под предводительством легендарного Геракла и Тесея города Фемискира и пленение ими царицы амазонок Антио- пы и ее сестер Меналиппы и Ипполиты. Намереваясь отбить их, четвертая сестра Антиопы Орития обратилась за помощью к царю скифов Сагиллу, напомнив ему о связывающем оба народа родстве. Зов ее был услышан, и Сагилл отправил на войну с греками большое войско, но амазонки в этой битве потерпели поражение.

По окончании Троянской войны амазонки, видимо, были частично вытеснены греками с территории Малой Азии. Часть амазонок перебралась на Кавказ, другую превратности судьбы забросили на берега Меотиды (Азовского моря), где они смешались со скифами, вследствие чего образовались савромато-сарматы.

По сообщению Павла Оросия, амазонки вновь вторглись в Малую Азию вместе с киммерийцами в 723 г. до н. э. Об этом рассказывают не только мифы, но и историки. С тех пор сведения об амазонках более четко привязаны к конкретным местам, событиям и данным археологии.

Амазонки Крыма

О проживании амазонок на Дону (Та- наисе), берегах морей Меотида (Азовского) и Понт (Черного) сообщают почти все древние авторы. Некоторые сведения о них связаны непосредственно с Крымским полуостровом.

По описанию Геродота, после битвы амазонок с греками в Троянской войне последние захватили часть женщин-воитель- ниц в плен и увезли на трёх кораблях. Но амазонки в открытом море восстали и сумели перебить всех греческих воинов. Не зная, как управлять кораблями, они, носимые волнами и ветрами, прибились к берегам Мео- тиды (Азовского моря), где обитали народы, называемые скифами. Геродот считал амазонок и скифов предками савромато-сар- матов. Он писал, что они ведут свой род от амазонок, которые впоследствии по выходили замуж за молодых скифских мужчин.

Диодор Сицилийский сообщает также об амазонках, которые первоначально жили в Скифии по берегам реки Амазон,

теперь называемой именем Танаис (совр. Дон) — сына амазонки Лисиппы.

В долине реки Фермодонт, которая течёт в Амазонских горах, Лисиппа построила город Фемискир (отметим что, река Фермодонт и город Фемискир древними авторами упоминались и в Малой Азии и на Кавказе).

Женщины-воительницы скифов, савромато-сарматов

Философ Платон (429-348 гг. до н. э.) писал, что бесчисленное множество жен

щин, называемых савроматидами, живет между народами, окружающими Понт.

Название народа — савроматы, сарматы (лат. Sarmate or Sauromate, греч. Zap^arai, Zaupo^aTai). Сувар матка — сув. - булг. -чув. «женщина-суварка», сар матка — «прекрасная женщина», ҫар матки — «женщина войны». Корень мат во всех индоевропейских языках означает, как и в современном чувашском, — «женщина».

В V-III вв. до н. э. савромато-сарматы уже были многочисленным и сильным народом, занимавшим со скифами причерноморские степи, Крым, Прикаспий, Предкавказье и Поволжье.

Савромато-сарматки носили мужскую одежду и наряду с ними участвовали в войнах, охоте. Существовал также обычай, когда девушка не могла выйти замуж, пока не убивала хотя бы одного врага.

У Полиэна в рассказе об Амаге (Ама- ка — сув. -булг. -чув. этническое имя) жена царя савромато-сарматов Мидоссака чинила суд и расправу сама, расставляла гарнизоны в своей стране, отражала набеги врагов и помогала обижаемым соседям. Когда скифский царь не прекратил набеги на Херсонес, она со 120 воинами, проскакав 1200 стадий, внезапно явилась ко двору скифского царя и, перебив всех стражей, убила его.

Царь персов Кир (558-529 гг. до н. э.) захотел подчинить скифов/массагетов, живущих в Закавказье за рекою Аракс. Их царицею в то время была вдова умершего царя Тамарис/Тамарислу (Тамар аслă — сув. -булг. -чув. «Тамар великая»). Она завлекла армию Кира в горное ущелье, где предварительно была устроена засада, и безжалостно истребила 200 тысяч персов вместе с их царем. Победа над Киром Великим, основателем великой персидской державы, заслуженно прославила царицу Тамарислу.

Савромато-сарматы и скифы в союзе изгнали также многотысячную персидскую армию Дария (522-486 гг. до н. э.), намере- вавшего покорить скифов. В IV в. до н. э. савромато-сарматы проникли на правый берег Дона, в земли, заселенные скифами.

С III в. до н. э., почти все степи Причерноморья, занятые ранее скифами, были заселены савромато-сарматами.

Сведения о воинственности саврома- то-сарматских женщин подтверждают ар-

хеологические находки их захоронений в воинских доспехах.

В середине XX в. начались обширные раскопки в местах обитания савро- мато-сарматов. Современные археологи и специалисты, применив передовые методы, по черепу и другим частям скелета безошибочно научились определять пол погребённых людей.

При раскопках Филипповского могильного комплекса в Оренбургской области на глубине 4 м было обнаружено захоронение знатной савромато-сарматской женщины-амазонки V в. до н. э. (ил. 191).

В одном из курганов на территории Северного Причерноморья было вскрыто погребение юной девушки IV-III вв. до н. э. Останки воительницы были обложены большим количеством бронзовых наконечников от дротиков, колчанами, луками и другим оружием. Характерная изогнутость ног скелета красноречиво свидетельствовала, что девушка большую часть жизни провела на лошади. Причиной её смерти стал осколок от наконечника копья, найденный в ее грудной клетке. Следы неоднократных ране

ний говорили о том, что до гибели юная всадница не раз побывала в боях.

На территории Крыма и Украины найдено более сотни женских захоронений с оружием. Одна женщина со следами боевых ранений похоронена с двумя детьми при полном вооружении. В другом захоронении была обнаружена воительница, погибшая от удара по плечу, раздробившего кости. Скелеты других найденных жен- щин-воительниц со следами рубленых и колотых ударов свидетельствуют об их непосредственном участии в вооруженных столкновениях.

Экспедиция профессора В. И. Гуляева, раскопав сорок скифских курганов, обнаружила в них пять погребений амазонок с оружием. Причем для них проводился тот же ритуал, что и для мужчин-воинов, включая поминальную тризну (ил. 192).

Советский археолог К. Ф. Смирнов писал: «... у савроматов достоверно женских погребений с оружием или конской сбруей значительно больше (не менее 20 % от всех могил с оружием и конской сбруей), чем у других древних народов нашей страны».

В междуречье Дона и Северского Донца, в самой Скифии, в дельте Танаиса (Дона), существовало древнее городище (ныне Елизаветовское). Археологами более чем в 300 курганах обнаружено свыше 400 погребений. Выяснилось, что, по крайней мере, 28 женщин были захоронены в индивидуальной могиле с оружием. Три воительницы, похороненные в V в. до н. э. в отдельных могилах, имели полное воинское снаряжение. Одна женщина была похоронена рядом с мужчиной, вероятно с мужем, причем оба супруга также имели полный набор наступательного оружия. Помимо оружия к погребенным женщинам клали пряслица, веретена, иголки или проколки, сосудики для благовоний, зеркала, серьги или височные подвески, камни для пращи, раковины каури, ожерелья из бус и другие украшения.

Кроме степей Танаиса (Дона), савро- мато-сарматы, по сообщениям Геродота, также находились на землях, расположенных между Волгой и Уралом. Долгое время эти сведения считались мифом. Но в этих местах археологи стали находить погребения молодых воительниц с оружием. Некоторые предположительно были жрицами: в могилах у них обнаружены алтарики и предметы культа. Часто женский курган являлся основой всей могильной группы.

В курганах Южного Приуралья у с. Покровка найдены как женские, так и мужские захоронения. Но если останки мужчин покоились в основном в окружении ритуальных горшков и другой простой утвари (за редким исключением, присутствовало и оружие), и даже с маленькими детьми на руках, то в погребениях женщин находили в основном оружие для боя, кожаные штаны для верховой езды и другие детали боевой одежды.

В результате активных археологических работ в бассейнах рек Иртыш, Тобол и Ишим, проведенных в 1980-1990-х гг., найдены многочисленные женские погребения с оружием.

Из 160 неразграбленных женских захоронений 26 — с оружием (колчанные наборы, кинжалы, ножи, мечи, панцирные пластины, накладки для луков, удила, псалии), 80 — с отдельными предметами вооружения (наконечники стрел, детали колчана), что позволяет уверенно констатировать само наличие женских погребений с оружием.

Пазырыкские могильники Алтая также содержат захоронения женщин с оружием (ил. 192. 3).

Женские захоронения булан-кобин- ской культуры Горного Алтая в 16 случаях (13,7 %) включали предметы вооружения. В Туве женщина 30-35 лет была погребена с кинжалом и большим количеством золотых украшений. Это самая богатая могила из 29 содержавшихся под насыпью. В хуннских/гуннских могильниках Забайкалья почти в половине женских захоронений встречаются предметы вооружения.

Погребения женщин иногда сопровождались буквально всеми видами оружия, включая тяжелое вооружение, верховыми и упряжными лошадьми. Характерная ситуация: чем богаче погребение, тем больше в нем оружия и тем оно дороже и совершеннее.

Таким образом, наличие в женских погребениях оружия подтверждает существование достаточно высокого положения женщин в обществах Евразии раннего железного века и раннего Средневековья, значительную степень их самостоятельности и сравнительно равный по значимости

с мужским социальный статус. Как известно из истории, женщины той эпохи часто вынуждены были принимать ответственные решения при неожиданных обстоятельствах, во время продолжительного отсутствия своих занятых войной или другими проблемами мужчин.

Амазонки Кавказа

По сведениям историков, территория амазонок, располагавшихся вокруг Кавказа, включала в себя несколько царств: от северо-западного побережья Каспия (север Дагестана) вдоль рек Кума и Терек в западном направлении до Кабардино-Балкарии, излучин Дона и Волги, Северного Причерноморья, Фракии (совр. Болгария) (ил. 187). Согласно легенде Фалестрия, царица амазонок, владевшая землями от р. Фасис (Риони) до Фермодонта, повстречалась с легендарным Александром Македонским, чтобы зачать от него ребёнка, который должен был превзойти всех людей мира.

Другим ареалом обитания амазонок в III в. н. э. являлось восточное побережье Каспия до Аральского моря. И сейчас на Мангышлаке сохранились погребения и каменные изваяния женщин-воительниц с оружием. Учёный Хамдаллах Казви- ни (1281-1349) сообщал, что в пустыне Магреба находится народ, состоящий исключительно из женщин. В Восточном и Северном Прикаспии, Узбекистане и Туркмении сохранились многочисленные предания об амазонках (ил. 187).

Следующее царство амазонок простиралось от юго-западного побережья Каспия до окрестностей озер Урмия и Ван рядом с Субарту — прародиной предков су- варо-булгар (ил. 187).

После распада империи Александра Македонского большинство воительниц осталось в местах оседлого проживания у рек Кума, Терек, Черек, Танаис (Дон). Наиболее активная часть переместилась в другие края. Амазонки с Фермодонта основали ряд поселений и городов на западном (европейском) побережье Чёрного моря — в районе ныне существующих городов Игнеада и Кыникей (Турция). Там у истоков местных речек сохранились погребения воительниц и предводительниц.

Страбон отметил, что амазонки проживали в Кавказских горах, возвышаю

щихся над Албанией (совр. Азербайджан). Они жили по северному склону Громовых (Керавинских/Херавинских) гор (хёр — сув. - булг. -чув. «девушка»). Заметим, что в этом регионе с VII в. до н. э. проживали субарей- цы — предки суваро-булгаро-чувашей.

Женщины-воительницы Савирско- го/Суварского царства, Великой Булга- рии и салтово-маяцкой культуры

В раннем Средневековье наследие скифских, савромато-сарматских женщин перешло к жившим на территориях Кавказа, Причерноморья, Прикаспия, Поволжья суваро-булгарским и сармато-аланским воительницам.

Раскопанный археологами в верховьях Северского Донца Дмитриевский могильник принадлежал суваро-булгарскому и сармато-аланскому населению салтово- маяцкой культуры VIII-X вв. Примечательно, что около 30 % женских погребений всех возрастов включали оружие. Юные воительницы сопровождались полным набором оружия: топориками, луками со стрелами, ножами и кинжалами, мечами и саблями. Женщины с оружием были похоронены отдельно от мужчин, в специально для них сооруженных могилах.

Скифо/сакская, савромато-сармат- ская, савиро-суварская, салтово-маяцкая и суваро-булгарская культуры VII в. до н. э. - XIII в., где женщины играли особую роль и являлись активными участницами общественной жизни и предводительницами военных походов, проходили через общее территориальное, генетическое и культурное пространства. Поэтому у проживавших здесь народов много точек соприкосновения: вооружение, сакрально-символический мир, элементы материальной и духовной культуры, которые были единообразны на всем огромном пространстве Евразии и в течение тысячелетий развивались по общим законам и различались только местным своеобразием.

На территории современной Чувашии нередки захоронения женщин ананьинской культуры, родственной с савромато-сар- матской. В Ядринском районе и у с. Чура- чики Цивильского района найдены бронзовые ножны от кинжала и крючки к колчану с изображением медведя, наконечники стрел, ножи, накладки к одежде и оружию.

Аналогичные предметы вооружения обнаружены на территории всей Волжской Булгарии — в Биляре, Булгаре, Суваре, Закамье, Заказанье, Самаре, Саратове, Пензе, Удмуртии, Перми и т. д. Эти находки свидетельствуют о тесной взаимосвязи савромато-сарматов с народами Средней Волги, позднее вошедшими в состав Волжской Булгарии.

Уникальность суваро-булгаро-чува- шей и поволжских народов в том, что, вынужденно находясь в течение многих веков на разных территориях в центре великих потрясений и войн, они смогли сохранить свою национальную идентичность, язык и культуру, заполненную символическим содержанием, и высокий статус женщины в обществе.

Сохранившиеся руины мощных оборонительных древних и средневековых сооружений, многочисленные находки в них предметов вооружения, женских ювелирных украшений и различных изделий говорят о происходивших на этих территориях боевых действиях и о активном участии в них суваро-булгарских женщин. Средневековые ученые в многочисленных источниках рассказывают о суваро-булгарских женщи- нах-воительницах VI—XIII вв. (ил. 195, 196).

Херкка (хёр — сув. -булг. -чув. «девушка») — жена Аттилы. Приск Понтийский, участник Римского посольства, побывавший у хуннов/гуннов, упоминал в своем труде о жене их вождя Аттилы, которую звали Херкка. Она жила в своем дворце из многих отдельных помещений из тёсаных брёвен и досок, украшенных резьбой.

Херкка была искусной вышивальщицей. В её хоромах было много вышивок, ковров и других красивых вещей из дерева, глины. У Аттилы и Херкки было три сына: Эллак, Ирнак и Тинес (тинёс — сув. - булг. -чув. «море»).

Старший, Эллак, погиб вскоре после смерти отца. Ирнак и Тинес с верными

Ил. 195. 1. Халăх тумтирне тăхăннă сувар- пулкар-чăваш хӗрӗ. XIX ӗм.

1. Суваро-булгаро-чувашская девушка в национальной одежде. XIX в.

1. Suvar-Bulgar-Chuvash girl in national clothes. 19th century.

Сувар-пулкар капăрлăхӗсем. VIII-XIII ӗм. Украшения суваро-булгар. VIII-XIII вв. Suvar-Bulgars’jewelry. 9th-11th centuries.

2. Височное кольцо. 3-4. Серьги.

5. Перстень. 6. Фрагмент украшения.

7. Поясные накладки.

соратниками возвратились на территории Приазовья и Среднего Кавказа, создали и возглавили два царства.

Примечательно, что имена Аттилы и Херкки сохранились и в древней чувашской эпической поэме «Аттил и Кримкилте».

Боарикс (Поар икӗ ăс — сув. -бул. -чув. «Боар дважды умная») — вдова предводителя савиров/сувар Балаха/Валаха, мать двоих малолетних сыновей, являлась правительницей суваро-булгар. В её подчинении находилось сто тысяч воинов.

Боарикс заключила мирный договор с византийским императором и выступила против предводителей гунно-савирских племенных групп, которые вопреки ей перешли на сторону Ирана (Персии). В 527 г., когда её противники Глонис и Стиракс во главе своих войск предприняли поход против Византии, Боарикс, окружив в Чёрном ущелье, наголову разбила их 20-тысячное войско. Один из предводителей Глонис был убит, другой, Стиракс, по просьбе византийского императора отправлен в Константинополь, где был публично казнен.

Данная история подтверждает, что женщины у савиров/сувар обладали решительным, твёрдым характером.

В VII в. на территории Северного Кавказа была известна другая женщина-воительница — Акака (Акака — сув. -булг. -чув. этническое имя). В 576 г. царь родственных суваро-булгарам утигуров Анакей распорядился передать ей во владение одну область.

В 731 г. царицей савиров/сувар (хазар) стала вдова умершего царя Алп-Илитвера Барспит (парс пит — сув. -булг. -чув. «лицо барса»). Барс являлся одним из самых популярных звериных образов в легендах суваро-булгаро-чувашского народа. Его изображения сохранились на многочисленных изделиях суваро-булгар. Образ барса использовался на боевых знаменах суваро-булгарских войск. Барспит

(Парспит) стала царицей в трудное для савиров/сувар время. С юга беспрерывно на территории её государства вторгались полчища арабов. По сведениям историков, у нее была дочь Чичак (чечек — сув. -булг. - чув. «цветок») и два сына — Барспик (парс пек — сув. -булг. -чув. «подобный барсу») и Булан (пăлан — сув. -булг. -чув. «олень»). С целью пресечь эти вторжения царица вместе с сыном Барспиком собрала сильную армию, которая, вступив в сражение, разгромила передовые отряды арабов, вторгшихся на Северный Кавказ, затем, отбив Дербент, двинулась на юг, в Переднюю Азию. Следом ее войска взяли столицу Ардебиля в Албании (совр. Азербайджан), разгромили арабское войско Джарраха. Таким образом Барспит отвела угрозу, нависшую над савирами/су- варами, обеспечив своему народу мир и процветание.

Еще при правлении императора Византии Ираклия в 626 г. был заключен союз византийцев с савирами/суварами (хазарами) против арабов (заметим, что тюрки, арабы, иранцы (персы) с VI в. кавказских савиров/сувар начали называть хазарами,

а их государство — Хазарским каганатом). В последующие годы этот союз не раз спасал Кавказ от регулярных набегов арабов. Но в начале первой трети VIII в. снова нависла смертельная угроза завоевания арабами народов Кавказа.

Чичак была принцессой из царского рода савиров/сувар (хазар). Она родилась в царском дворце Семендере (Сементер

- этническое имя суваро-булгар). В 732 г. Чичак была выдана замуж за Константина

- сына императора Византии Льва Исавра. Вскоре в Византии была крещена и получила имя Ирина. Этот брак укрепил союз савиров/сувар (хазар) с Византией. Чичак (Ирина) в борьбе за усиление государства всегда была достойной союзницей своего мужа.

Она была прекрасной модельершей, сшитые ею платья получили название «чи- чакион». Когда её сын Лев V в 775 г. едва сел на престол, огромная 80-тысячная армия арабов вторглась в Византию. Императору пришлось обратиться за помощью к савирам/суварам и дунайским болгарам. Они пришли на помощь и в жестокой битве уничтожили главные силы арабов. Им

ператор Лев V потом часто прибегал к их помощи.

Ылтăнҫÿҫ (ылтăн ҫÿҫ — сув. -булг. -чув. «золотые волосы, златовласка») — старшая дочь царя Волжской Болгарии Ылтăнпека (ылтăн пек — сув. -булг. -чув. «подобный золоту»). Её муж Пачман был талантливым полководцем. В эпической поэме «Ылтăнпек» он назван «сыном Барса». По легенде, Ылтăнпек нашел его на охоте, в логове белого барса, взял к себе, воспитал как сына, выдал за него Ылтăнҫÿҫ и сделал полководцем своей конницы. Пачман прославился в 1223 г., когда суваро-болга- ры разбили монгольское войско в сражении у г. Кернек. Но в последующих битвах с завоевателями он и Ылтăнпек героически погибли. Ылтăнҫÿҫ и сорок ее подруг взяли в руки оружие, чтобы отомстить врагам и отстоять свою независимость. Девушки-воительницы мужественно сражались в разных местах против многочисленных врагов. В жестоком бою, защищая Биляр, все они погибли и были похоронены на горе недалеко от города. Рассказывают, что у этой горы забил источник, в который превратились героически павшие защитни

цы города. Впоследствии это место стало называться «Девичья гора» (Хёр-ту).

Сувар-Элтти. Князь Пурашпик (пу- рăш пек — сув. -булг-чув. «подобный барсуку») во время осады Булгара золотоордынцем Булат-Тимуром вместе со своей семьёй укрылся в одной из каменных построек столицы. Булат-Тимур приказал завалить здание бревнами и поджечь его. Все спрятавшиеся в нём погибли, а Сувар- Элтти сумела выбраться наружу через отверстие в крыше здания. Тимур, увидев её, был поражен смелостью, решительностью и необычайной красотой девушки и тут же велел потушить огонь. Когда огонь затих, он во всеуслышание заявил, что сделает Сувар-Элтти главной женой и она будет украшать его юрту, на что она ответила, что скорее бросится вниз головой, чем согласится стать женой завоевателя и убийцы. Тогда разъяренный Тимур приказал привести к нему двух ее братьев, взятых в плен и уже приговоренных к казни. Сувар-Элтти, увидев их с колодками на шее, согласилась стать его женой при условии, если Тимур отпустит братьев на свободу. Булат-Тимур, потерявший от неё разум,

тут же освободил пленников и сам подвел к ним двух быстрых скакунов. Братья взлетели на них, бросив прощальный взгляд на младшую сестру, исчезли из поля зрения и стали недосягаемы для преследователей. Дочь же суваро-бул- гарского князя бросилась вниз прямо на догорающие бревна. Два брата её добрались до северных районов Булгарии и на берегу реки Казанки основали город Казань (Хусан).

По другой легенде, Сувар-Элтти была женой правителя Булгара Асана-Хасана и погибла в дни нашествия злого Булат-Ти- мура. А муж ее остался в живых и правил на своей земле до 1380 г. Он поставил на могиле любимой жены большой памятник. Этот прекрасный мавзолей был обнаружен при археологических раскопках в 1889-1890 гг. восточнее Соборной мечети.

Древние архитектурные сооружения женщин-воительниц Волжской Булгарии

Нашествие монголов и их союзников нанесло огромный урон Волжской Булгарии. Непобедимую в то время их армию суваро-булгары сумели остановить на несколько лет и задержать её дальнейшее продвижение в Европу. Сохранилось множество легенд о героическом сопротивлении суваро-булгар, в том числе и о так называемых «девичьих го

рах» и «девичьих городах», где воевали с беспощадными врагами девушки-воительницы.

В настоящее время на территории бывшей Волжской Булгарии (Республики Татарстан, Чувашии, Самарской области и др.) известны «Девичьи города» (Хёр хулисем) и «Девичьи горы» (Хёр тусем) : близ д. Новое Аксубаево; недалеко от д. Иляшкино; близ с. Сунчелеево (Аксубаев- ский район); возле с. Измери (Измерский археологический комплекс — срубная, ананьинская, именьковская, суваро-бул- гарская культуры, Спасский район); на склоне возвышенности «Валем-Хуҫа» (Алексеевский район); близ Соколовского селища на берегу реки Сура в Ядрин- ском районе, у слияния рек Уса и Волга напротив г. Тольятти (Молодецкий курган) и др. (ил. 199. 1, 200, 201).

По описаниям XVI—XVII вв., вся западная часть Жигулёвских гор называлась «Девичьими горами», затем «Девичьей горой» называли нынешний Молодецкий курган, а в конце XVII в. лишь его часть — скалу у подножия.

Несомненно, большой интерес представляют подобные древние городища в Хорезме, называемые «Кыр-Кыз-кала» («Город сорока девушек»). По археологическим сведениям известно о существовании двух таких городов — Большого и Малого.

Хорезмские городища «Кырыккыз-ка- ла» и вышеназванные «Девичьи города»

и «Девичьи горы» Волго-Камья входят в одну систему преданий, легенд и в древности были больше всего распространены в Азии, Поволжье и на Кавказе.

Легенды суваро-булгаро-чувашей и отатарившихся суваро-булгар Заказанья и Закамья Татарстана повествуют о том, что эти горы являлись захоронениями и местами сражений девушек, воевавших против жестоких завоевателей — монголов и их союзников, золотоордынских ханов, войск хана Батыя, Тамерлана (Хромого Тимура). Эти реальные события превратились со временем в предания. Очевидно, возникли они в более поздний период на основе подлинных исторических событий и легенд. В этих сказаниях девушки-воительницы сражаются против полчищ иноземных захватчиков, стремящихся поработить их родную страну.

В одной легенде рассказывается о том, что в суваро-булгарском городе Мер- чень жили двенадцать красивых и умных девушек. Когда шла война за Биляр, они, громко проклиная врагов, ослабили их мощь. Дочь суваро-булгарского царя с двенадцатью девушками-воительницами устроили врагам западню. Но силы были неравны. Спасаясь от врагов, они поскакали на быстрых конях в город Мерчень. Но и он был разгромлен и превращен в пепел, а враги пленили девушек и заставили их возводить гору недалеко от Биля- ра. Захватчики хотели их закопать живьем на вершине этой горы, но тут девушки превратились в двенадцать звезд и вознеслись на небо.

Чувашский поэт Шелеби в поэме «Легенда о взятии Биляра Хромым Тимуром» повествует: «... враг грудь земли слезами и кровью облил. Не смогла освободить ее Ама (Мать) Огня, не смог преградить и Пÿлӗхҫӗ (Всевышний). Зарыли в землю девушек живых, а землю эту, которая над ними, назвали Хёр-ту (Девичья гора) «.

На карте Фра Мауро 1469 г. и других средневековых картах территория Волжской Булгарии, в том числе и Чувашской Республики, отмечена как Амазония (ил. 183). Действительно, у суваро-булгаро- чувашей даже в самой бедной семье

девушки и женщины вплоть до 30-х гг. XX в. носили на себе многокилограммовые серебряные украшения, головные уборы, поразительно напоминающие боевые доспехи древних воительниц. Любопытен и тот факт, что суваро-булгаро-чувашки в этом убранстве начинали полевые работы (по описанию Темистигора, амазонки Ливии тоже выходили на жатву в полном боевом снаряжении, как и савромато- сарматки). Источники отмечают высокое положение, независимость, савромато- сарматских и суваро-булгаро-чувашских женщин.

Одна из важнейших особенностей оформления одежды, украшений, предметов вооружения суваро-булгаро-чува- шек — это насыщенность космогонией, что является верным признаком ее древнейшего происхождения. Каждый вышитый элемент костюма обозначал определенный символ, детали украшений и вооружения наполнялись смысловыми знаками-оберегами.

В древности определенные места одежды и предметов вооружения обязательно старались украсить защитными узорами.

Многие древние праздники суваро- булгаро-чувашей предусматривали самое активное участие в них девушек и замужних женщин: хӗр улахё (девичье уединение), ларма (посиделки), хӗр сăри (девичье пиво), вăйă (игра), Ҫăварни (Масленица), Акатуй (свадьба сева), ҫинҫе/ҫинче (беременная), халăх сăри (народное пиво), хёр аки (девичья пахота) и т. д.

Истоки зарождения этих праздников находятся в искусстве древних цивилизаций Месопотамии, Египта, Кавказа, Причерноморья, Поволжья, Азии, Ирана, Индии и др.

Таким образом, сведения об амазонках и их доблестных подвигах органично связаны с культурами родственных цивилизаций. Переданная ими сакральная информация сохранилась в последующих поколениях женщин-воительниц, в том числе и на Средней Волге у суваро-булга- ро-чувашек, на многочисленных изделиях, предметах одежды, вышивки, в песнях, праздниках, обычаях, мифах и легендах.