От Атиллы до президента

Ахметов Р.
От Атиллы до президента // Звезда Поволжья. — 2009. — 03.12—09.12 (№ 45)

См. также

 

В редакции газеты «Ватаным Татарстан» состоялась презентация и «круглый стол» по двухтомнику Фатиха Сибагатуллина «От Атиллы до президента». Фатих Сибагатуллин, татарский богатырь, депутат Государственной думы, работал ранее министром сельского хозяйства Татарстана, главой Нурлатского района, человек легендарный. «Круглый стол» длился около трех часов. Вел «круглый стол» главный редактор газеты «Ватаным Татарстан» Минназым Сафаров, выступили развернуто директор издательства Ислам Ахметзянов, директор Института истории АНТ Рафаэль Хакимов, академик Индус Тагиров, председатель комитета по культуре Госсовета РТ Разиль Валеев, писатель Марсель Галиев, председатель колхоза Файзи Валеев, пропагандист тенгрианства, автор книги «Тюрки — потрясатели вселенной» Рафаэль Безертинов. Мы дадим лишь тезисную схему этого интереснейшего «круглого стола», свидетельствующего, что на пороге новый, более мощный виток татарского ренессанса.

Ислам Ахметзянов отметил, что интерес к истории в обществе не ослабевает, и в селах, и в городах интересуются историей, у людей сильно выражено желание разобраться, почему мы такие, в чем причины наших достижений и ошибок, люди стремятся на основании истории предугадать будущее. Сознание общества стало историческим. В связи с этим большой интерес вызывает книга столь многоопытного человека, как депутат Государственной думы, доктор наук Фатих Сибагатуллин.

Фатих Сибагатулиин сообщил, что он последние 30 лет глубоко интересуется татарской историей, прочитал за это время с карандашом в руке 124 книги. И специально решил писать книгу на русском, так как история татар и тюрок еще во многом неизвестна ни самим татарам, ни русским, ни чувашам, ни другим народам России. «Я очень много материала вынужденно отбрасывал, стремился дать главное, хотел изначально написать три книги по 800 страниц, но Ислам Ахметзянов сказал мне, что сейчас у людей время ограниченно, нужно книги сжать до 200 страниц каждую и сделать именно научно-популярными. Две книги написал, пишу третью», — отметил Фатих Сибагатуллин.

«Я побывал в Израиле, изучал кибуцы как сельскохозяйственные объединения (они, кстати, заимствованы из России), изучал историю в Ватикане, изучал историю басков, каталонцев, жизнь провинции Бордо во Франции и считаю, что баски, каталонцы, французы из Бордо — это потомки тюрков из армии Аттилы. Армия Аттилы была тюркской, это наши родственники», — говорит он. «Татары жили везде — в Китае, нужно изучать китайские источники, в Индии, в Средней Азии, везде они представляли из себя управленческую и военную элиту. Например, китайский император писал часто в письмах: я, простой бедный татарин, ныне управляю Китаем, как империей, это была ритуальная формула», — слова Сибагатуллина, большого патриота татарского народа.

Как всегда эмоционально и парадоксально выступил Рафаэль Хакимов: «История — это наука не о том, как построили ТЭЦ-1, ТЭЦ-2. История — это дух народа! Подвиг Мусы Джалиля мы воспринимаем через душу. Мы должны выразить дух татарского народа через историю. Вот ввели День единства — сами не знаем, что празднуем.

Пришли поляки, ушли, это был внутренний конфликт, поляков сначала пригласили в Москву, потом выгнали, это гражданская война. Это все от нашего исторического невежества, такие праздники. Есть праздник День независимости России — день независимости от чего? Киевская Русь — это теперь основа государственности Украины, а что есть основа государственности России? Без Золотой Орды России нет, нет русской истории. У нашей татарской истории много завистников, много врагов. Нас хотят оставить в «ранних булгарах». Хотят написать историю без Золотой Орды — не получается». «Никакого татаро-монгольского ига не было. Ясак — это свободная экономическая зона, только налоги были меньше», — поддержал Хакимова Фатих Сибагатуллин. «Русская элита на 40% состоит из бывших выходцев из татар. Татары были очень служивым народом, государственность у них в крови, было десять татарских государств. Столица Золотой Орды лишь переместилась из Сарая в Москву. Соловьев и Карамзин искажали историю, писали ее по заказу. Булгаризм — это сталинский заказ, чтобы ограничить татар, локализовать их только в пределах Казани. А куда мы денем сибирских татар, астраханских татар? Это тоже булгары? Золотая Орда — великое государство.

Молдавия — от Золотой Орды, Крым — от Золотой Орды. В начале декабря мы проведем конференцию Идель — Алтай, там выяснится, что тюрки Алтая и татары Идели очень близки», — Рафаэль Хакимов. «Существует татаро-славянский симбиоз. И кто-то сознательно сейчас в России пытается его разрушить, усилить татарофобию», — Фатих Сибагатуллин. «В родной деревне Сибагатуллина всегда были и мечеть, и церковь вместе. Поэтому он понимал проблемы взаимодействия религий, он потом помогал строить и мечети, и церкви. Для татар большая трагедия, что мы потеряли арабскую графику. Ушел большой пласт нашей истории. Наша история оказалась разорванной. Сибагатуллин хочет вновь ее восстановить. Хотя книга и научно-популярная, но именно такие и нужны, чтобы и шофер мог понять нашу историю. Деньги не должны заслонять нам дух. Главное — сохранить дух. Музыка, язык наш сохраняют татарский дух. Фатих Саубанович — молодец, правильно сделал, что написал о нашей истории», — председатель колхоза Файзи Валеев.

«Сибагатуллин служит своему народу. Этноним татар древнее, чем этноним тюрки, согласно моим исследованиям. В Китае есть источники, которые свидетельствуют — древние правители, музыка, стиль жизни были там татарскими.

Нам нужно готовить историков со знанием китайского языка, чтобы работать с китайскими источниками», — академик Индус Тагиров.

Действительно, недавно я приобрел диск отличной древней народной музыки Тибета. Хочу его презентовать Фариту Бикчантаеву и Индусу Тагирову — просто татарские народные песни, почти один в один, близость мелодий необыкновенная. Если вспомнить, что духовной прародиной человечества был Тибет, Рерих поэтому его исследовал и жизнь тибетских лам, и Рерих пророчил, что история человечества изменится, когда тысяча пушек прогремит над Казанью (возможно, имелось в виду тысячелетие Казани?), волей-неволей задумаешься, а может, действительно скромные татары и есть те самые загадочные арийцы. По крайней мере Шаймиев очень похож на тибетского ламу. Есть в конце концов и теории реинкарнации.

«Как писал в своем фундаментальном трехтомном труде профессор Сергеевич об истории Руси, Иван Калита был холуй хана, и за эту верность получил Владимирское княжество.

Он был хороший семьянин и для себя и своих детей мечтал только об одном будущем — сохранить место холуя хана. Слово холуй тогда не носило отрицательного оттенка. Сергеевич отмечал, что возвышение Православной церкви на Руси было заслугой ханов, никогда в русской истории, ни до того, ни после, не пользовалась Православная церковь такими привилегиями, как во времена Золотой Орды. У нас была тысячелетняя история и до Золотой Орды. Нужно изучать Паркера. Медведев вот говорит в своем послании: нужно изучать русский язык, все должны знать русский язык. О других языках ни слова. Как так может быть? Разве мы, татары, можем забыть родной язык, считать его второстепенным после русского? А другие народы России? У нас возникает общество только русской культуры, объективно другие культуры оттесняются на второй план, поднимается волна шовинизма, необходимо реальное равноправие культур. Это вопрос очень тонкий. Мы хотим жить в обществе родной татарской культуры. Татарский народ сам должен быть активным в сохранении своей культуры. Если бы татарский народ не поднялся, не было бы ни Декларации о суверенитете Татарстана, ни референдума бы не было. Не сомневаюсь, что наше государство поднимется и восстановится», — академик Индус Тагиров.

Безертдинов: «Нам нужна модернизация религии.

Сибагатуллин 80% своей книги посвятил семитским религиям (видимо, имелись в виду ислам, христианство, иудаизм — Р. А.). Самая перспективная религия для татар — тенгрианство. Скифы, сарматы, казаки — это все тюркские народы. Казаки — обрусевшие тюрки, сначала приняли христианство, потом перешли на русский язык. Нужно ориентироваться на Китай. Конфуцианство — это тенгрианство. Только 5% интересов татар в России, остальные — в Китае. Китай — поднимающаяся держава. Сейчас в Казахстане сильно развивается тенгрианство, это более органичная религия для тюрков. Если мы восстановим тенгрианство, мы восстановим свою духовную мощь». Безертдинов считает себя шаманом тенгрианства, религии высокого неба, религии Солнца. В Высокогорском районе в 40 километрах от Казани он поставил памятник Чингисхану, он считает, что именно к этому месту всю жизнь стремился Чингисхан, это святое место для всех тюрок мира. Это место в Высокогорском районе — духовный центр мира, намного важнее, чем Иерусалим, просто оно скрывается он непосвященных. Тот, кто владеет этим центром, владеет миром, и поэтому Татарстан будет все время возвышаться, потому что это тысячелетие — тысячелетие Тенгри. Кстати, книгу Безертдинова «Тюрки — потрясатели вселенной» издал на свои средства Фатих Сибагатуллин, он не разделяет идеи Тенгри, но уважает эту историческую религию предков татар.

Невольно вспомнилось также, как недавно в Казани на «Золотом минбаре» кинокритик Кирилл Разлогов отметил, что самая востребованная фигура в мировом кинематографе сегодня — Чингисхан, о нем снято уже 12 фильмов в последнее время. Будут ли в Казани когда-нибудь проспекты Чингисхана, Батыя, Улу-Мухаммеда? Наверное, нужно в Казани поставить памятник вместе хану Батыю и Александру Невскому, они были названными братьями и лучше всего символизируют сложный тюрко-славянский симбиоз, отмеченный Гумилевым. Наверное, нужен и проспект Александра Невского в Казани. Великий Новгород и Казань по истории — города-побратимы, они оба были разорены Иваном Грозным, и новгородская демократия, и казанская военная демократия. Спросил Индуса Тагирова, почему таких проспектов до сих пор нет в Казани, таких памятников нет? Он говорит — боятся ставить. Нет памятников Султану Галееву, Улу-Мухаммеду, основателю Казанского ханства, Чингисхану, защитникам Казани. Шаляпину, Фуксу поставили, и это хорошо, но и великим татарам нужно ставить, и не на задворках. Особенно этот вопрос становится актуальным перед Универсиадой.

Марсель Галиев, писатель: «Дмитрий Донской был 160 сантиметров роста, а писали, что богатырь. Чего только не писали. У нас много неучей, нужно особое внимание обратить на учебники истории. Мы хотим видеть в Чингисхане татарина. Сколько сплетен вокруг этого имени, все боялись этого имени. У русских были князья и цари, но такого, как Чингисхан, не было. Кстати, даже Шах-Али у татар не принял православия, остался мусульманином. Татары тверды в вере были всегда».

Фатих Сибагатуллин: «Сейчас пишут, что 100% мурз проголосовали в Казани за изгнание царицы Сююмбеки за легкое поведение. Правда это или нет? Если произошло, что же, наша история, как и у всех, не без недостатков и ошибок. Но нужно знать и ошибки, чтобы их потом не повторять. Нам нужно масштабное мышление, мы должны выходить за узкие рамки. Китай, Алтай, Япония, Корея — наша общая тюркская основа. Мы должны осмыслить историю. Правда, есть притча, вот человек боролся со львом, льва победил, боролся с медведем, медведя победил, боролся с тигром, тигра победил. Почему он всех побеждает? А потому что историю всех этих схваток пишет человек».

Фатих Сибагатуллин — неравнодушный человек, другой сидел бы в Думе, пересыпал бы туда-сюда в карманах пригоршни золотых, отдыхал бы на Канарах и в саунах, а он книги об истории татарского народа пишет. Другим бы главам районов и министрам республики брать пример с него. В конце концов через сто лет по книгам (да еще по нашей газете, как утверждает профессиональный историк Дамир Исхаков) будут историки восстанавливать наше время, о чем мы думали, на что надеялись. Каждый из нас пишет историю уже сегодня. И от каждого зависит, какой она будет, кем будут татары через сто лет. Канут в безвестность, как предсказывал Гаяз Исхаки?