Возрождение национальной культуры

Буквально пару веков назад большинство народов мира проживало на своих исконных территориях. Они всесторонне развивали традиционную национальную культуру, соблюдали старинные обычаи, проводили этнические обряды и праздники. Отсутствие технических средств совершенно не мешало гармоничному, всестороннему развитию разных цивилизаций и этносов, созданию мировых шедевров национального искусства.

Бурный технический прогресс, начавшийся в XIX в., и массовое появление в XX в. автомашин, авиации, космических аппаратов, компьютеров, всемирной сети Интернет, мобильной связи, ядерного производства и т. д. до неузнаваемости изменило мир.

Началась глобализация всех сфер деятельности человека, которая для этнической культуры отдельных народов оказалась гораздо разрушительнее, чем результаты самых масштабных войн и социальных катаклизмов. По разработанным мировыми спецслужбами программам через Интернет, телевидение и другие средства массовой информации населению планеты непрерывно передаются и внушаются далекие от истины усреднённые параметры субкультуры, где уже нет места традиционным ценностям, своеобразию и идентичности культуры каждого народа, где вся информация направлена не на развитие у человека созидательных творческих тенденций, а на усвоение и закрепление потребительского отношения ко всему

окружающему. Лишенным правдивой информации вырастает целое поколение, для которого история своего и других народов совершенно неинтересна. Одурманенные постоянной пропагандой насилия и разврата, быстрого обогащения без всяких усилий и восхвалением низкопробной зарубежной и отечественной «псевдокультуры», они делают своим идеалом и кумиром не предметы и события подлинной народной культуры и героев с тысячелетней историей, а ведущих развлекательных шоу-программ, вульгарных конкурсов, бесконечные компьютерные игры, бездарные телепередачи и пошлую кинопродукцию. Даже в академических театрах и национальных музеях стали появляться «новомодные» постановки, выставки и экспозиции, извращающие подлинные культурные представления и традиции.

Прерывается многовековая устоявшаяся связь между старшим, средним, младшим поколениями.

Невосполнимо уничтожаются и исчезают предметы старины и духовные ценности славного прошлого, накопленные в течение столетий и служившие нравственным и эстетическим эталоном культур народов России и других государств. Противостоять этому явлению можно лишь создавая группы единомышленников, действительно интересующихся историей своего и других народов России, сохраняющих древние традиции и обычаи Предков (Ваттисем), воспитывающих подрастающее поколение в почитании своего родительского дома — ма-

лой родины — и общего большого дома — России.

Группа энтузиастов, люди разного возраста и профессий, в 2007 г. создали общественную организацию — фонд «Сувар». Его цель — изучение истории духовной и материальной культуры су- варо-булгаро-чувашей и других народов, соприкасавшихся и совместно проживавших в далеком прошлом на общих территориях, и донести эти сведения до заинтересованных лиц, особенно молодого поколения, при помощи современных иллюстрированных изданий, сайта сувары. рф, проводимых совместных праздников и обрядов с соблюдением древних традиций.

В самых различных областях, показывая личный пример, члены фонда «Сувар» создают предприятия, восстанавливают родительские дома (тăван килсем), пруды (пёвесем), родники, колодцы (ҫăл куҫсем), памятники ушедшим Предкам (Ваттисем), возрождают старинные праздники, обычаи и обряды. Деятельность фонда «Сувар» до 2014 г. подробно описал краевед-исследователь Владимир Алмантай в своей новой книге «Культура суваро-булгар. Этнические имена» (ил. 204). Остановимся на новых этапах деятельности патриотов народного возрождения.

Валем Семенов, Апукар Абукин организовали в г. Чебоксары цех по обработке металлических изделий, где собираются возродить и внедрить старинное кузнечное ремесло суваро-булгаро-чува- шей (ил. 205. 3).

Сархан Семенов — духовный наставник (мăчавар) фонда «Сувар», изучает традиции, старинные обычаи и обряды предков. В его замыслах — издание книги на эту тему.

Арина Семенова — Суварпи, ее братишка Артем, Алина Егорова — Сувар хӗрӗ

увлекаются песенно-танцевальными традициями суваро-булгаро-чувашей. Принимают активное, успешное участие во многих праздничных программах (ил. 206. 3).

Дмитрий Иванов — владелец фирмы «Пегас-авто», занимается туристическими перевозками на автобусах. Им в будущем планируется открытие познавательных экскурсионных маршрутов Чебоксары — Булгар — Сувар — Биляр (ил. 206. 1).

Эдуард Бахмисов — краевед и исследователь, много лет проработавший директором Чувашского национального музея, еще с 1985 г. начал возрождение древнейшего суваро-булгаро-чувашского праздника «Акатуй», который уже много лет проводится в Батыревском, Яльчик- ском, Комсомольском, Марпосадском, Ци- вильском, Канашском, Урмарском, Морга- ушском, Чебоксарском и других районах. «Акатуй» становится популярным в Марий Эл, в Республике Татарстан и Башкортостане. С 2007 г. вместе с праздником «Акатуй» начал проводиться родослованый праздник «Суваро-булгаро-чувашское подворье», где показываются предметы культуры и старины каждого рода (ил. 205. 1).

Молодой предприниматель Сергей Сорокин в своей родной деревне Адылял (Атăл ял) Чебоксарского района на свои средства построил клуб, выкопал большой пруд, вычистил и благоустроил родник, создал возле него этнографический комплекс «Суваро-булгаро-чувашское подворье» для проведения традиционных национальных праздников. Этот неутомимый энтузиаст и скромный патриот без суеты и показухи выстроил в Малом Сундыре по разработанному эскизу древнее суваро- булгарское городище «Хулаш» (ил. 205. 2).

Петр Столяров, уроженец Ядринского района, оформив в аренду 1700 га лесного массива, создал заповедник с прудом, гостевыми домиками, запустил в лес привезенных из Сибири оленей-мара-

лов, кабанов, медведя, а в пруд — карасей, карпов. На этом месте он приступил к строительству музейного комплекса «Суваро-булгаро-чувашское охотничье хозяйство». Эскизный проект и тематикоэкспозиционный план уже разработаны и утверждены (ил. 206. 2).

Владислав Николаев, заслуженный художник России, продолжает работать над возрождением древнего суваро-бул- гарского ювелирного искусства. На сей раз им выполнен комплект костюма суварской амазонки, состоящий из головного убора тухья, нагрудных и шейных украшений, пояса с накладками, боевого ножа с ножнами, поясной сумки, нагайки. Все вышеназванные предметы выполнены из натуральной кожи, серебра, булатной стали, бисера, камней бирюзы в старинной технике зерни, скани, чернения (ил. 202. 1).

Талантливый художник Николай Бал- таев и мастер Савра Тимӗркуҫ изготовили родовой меч рода Алмантая, соблюдая древние традиции изготовления оружия суваро-булгар.

В Красноармейском районе активист фонда Юрий Львов и глава сельского поселения Геннадий Михайлов собирают материалы для будущего раздела «Сибирский тракт» краеведческого музея им. Ф. М. Лукина.

Геннадий Максимов, заведующий реставрационной мастерской Чувашского национального музея, в течение ряда лет восстанавливает и изучает символику и предметы декоративно-прикладного искусства суваро-булгаро-чувашей. По мотивам изделий древних мастеров им создан ряд оригинальных произведений. Художник в своих работах использует различные материалы: камень, кость, дерево, металл, в последние годы он успешно занимается и ювелирным делом (ил. 208). В настоящее время он и заслуженный художник России Владислав Николаев в буквальном смысле

возрождают уникальную технику ювелиров Волжской Булгарии.

Предприниматель Николай Адёр создал в д. Верхние Кумашки социальнокультурный центр «Сувар» с краеведческим музеем.

27 ноября 2014 г. в Урмарском районе на возвышенности около д. Большие Чаки состоялась торжественная церемония открытия памятного камня на месте предполагаемого захоронения тархана Ахплата, героя преданий, спасшего уведённых в рабство военачальником татарского хана Шихыбыла юношей и девушек из д. Ши- хабылово и вернувшего местным жителям отобранные у них земли. Ахплат был сильным, храбрым богатырём-великаном (улăп) (ил. 207. 1).

Памятный знак выполнен художником Леонидом Арăсланом и его сыновьями (ил. 207. 2) и установлен при участии фонда «Сувар», фонда историко-культурологических исследований имени К. В. Иванова; археологов ЧГИГН, местных краеведов и жителей. Завоз и установка камня произведены при поддержке ООО «Резон», ИИК «Металл Партнёр».

21 марта, в день весеннего равноденствия, во многих странах отмечают праздник «Навруз». У суваро-булгаро-чу- вашей праздник называется «Нарăс» или «Мăнкун» (мăн кун — сув. -булг-чув. «великий день»). У наших предков он проводился задолго до нашей эры. Праздник «Нарăс/ Мăнкун» символизирует возрождение природы и жизни после зимы, а также начало нового земледельческого года.

После присоединения Среднего Поволжья к Московскому государству «Нарăс/ Мăнкун» перенесли на православную Пасху. В советскую эпоху праздник весеннего равноденствия официально не отмечали. В постсоветское время в Чебоксарах его возродили в конце 1990-х гг. по инициативе общественного объединения «Центр тюркской культуры».

В 2009 г. ЮНЕСКО внесло «Нарăс/ Навруз» в список духовного (нематериального) культурного наследия человечества.

С 2013 г. в праздновании участвует фонд «Сувар», возглавляемый Владимиром Алмантаем.

21 мая и 3 июля 2015 г. группа активистов фонда «Сувар» с семьями и жители Урмарского района совершили паломничество по историческим местам в Нижнее Закамье и Заволжье, где в Средние века находились города Волжской Булгарии. Путешествие было организовано директором ООО «Строительная компания ДЭК» Николаем Димитриевым (ил. 207. 3). Гостей тепло встретил уникальный человек, неутомимый краевед Александр Гайнуллин с супругой.

Владимир Акташ, бессменный журналист фонда «Сувар», и Аслан Алексеев на сайте сувары. рф и в прессе оперативно и объективно освещают деятельность фонда «Сувар».

В ЧГИГН изданы три тома «Археологической карты Чувашской Республики» (2013-2015) (авторы-составители В. Ф. Каховский, Б. В. Каховский, С. В. Кузьминых, Н. С. Березина, А. Ю. Березин, Е. П. Михайлов, Н. С. Мясников).

Д. Ф. Мадуров занимается научными изысканиями и со своей супругой Русали- ной популяризирует суваро-булгаро-чу- вашскую историю.

В книгах профессора Г. И. Тафаева «Фальсификация истории волжско-болгарской цивилизации» (2013), «Альтернативные концепции истории, языка и культуры народов Среднего Поволжья» (2014) подробно изложено искажение истории татар и народов Среднего Поволжья, многими представителями татарской (казанской) исторической школы, по указанию сверху, начиная с 6 октября 1944 г. в связи с постановлением ВКП (б) «Об ошибках и недостатках в работе Татарского НИИ языка, литературы и истории» и решением научной сессии от 22-26 апреля 1946 г. отделения истории и философии АН СССР и Казанского филиала АН СССР, где единогласно было принято впредь считать потомками волжских болгар только современных татар. Но надо отметить, что в настоящее время налаживается конструктивное сотрудничество чувашских, финно-угорских, татарских историков, которые в своих трудах объективно подходят к изучению древней истории суваро-булгаро-чувашей, финно-угорских народов и кимако-кыпча- ко-татар, проживающих с начала XV в. в Среднем Поволжье.