Христианизация

Весна народов: этнополитическая история Волго-Уральского региона: Сборник документов

Отчеты епархиальных архиереев в Синод являются важным источником изучения деятельности православной церкви в России. В настоящее время они хранятся в фондах Российского государственного исторического архива (РГИА, С. -Петербург) : ф. 796 — Канцелярии Синода, ф. 797 — Канцелярии обер-прокурора Синода. Также их копии имеются в фондах епархиальных консисторий, в данном случае это ф. 4 — Национального архива Республики Татарстан. Указом Синода от 1737 г. всем епархиальным властям предписывалось строго следить за религиозно-нравственным состоянием паствы, отмечать возникновение в народе различного рода суеверий, толков и два раза в год доносить высшему духовному начальству о состоянии епархий*. В дальнейшем неоднократно вносились дополнения в порядок архипастырских донесений. Тринадцатого сентября 1785 г. Синод предписал читать во всех церквях поучения, о чем следовало сообщать в высшее церковное ведомство**. Указ 17 марта 1828 г. требовал личного обозрения главами епархий состояния приходов, церквей, монастырей и др. *** Указом Синода от 21 октября 1847 г. была утверждена единая форма ежегодных отчетов архиереев, которая без особых изменений сохранилась вплоть до 1917 г. ****

Из истории движения за национальную церковь в Чувашии в XX в.: Чувашская автокефалия

Движение за создание национальных церквей — было одним из главных направлений церковной жизни среди духовенства — выходцев из коренных народов Среднего Поволжья, а так же среди формирующейся национальной интеллигенции региона. Имелось такое движение и среди чувашского духовенства. Настоящая статья посвящена яркому эпизоду из истории православной церкви в Чувашии — деятельности «Православной Автокефальной Чувашской национальной церкви».

Церковная оппозиция в Чувашии в конце 1920-х гг.: «Союз православной церкви»

Церковное сопротивление в деревне принимало как индивидуальные, так и организованные формы. В Чувашии одним из эпизодов такого противостояния была организация активными священнослужителями-чувашами Мало-Яльчикского района ЧАССР оппозиционного митрополиту Сергию «Союза Православной Церкви». Идейным вдохновителем «Союза» стал чрезвычайно популярный среди чувашского населения, долгое время прослуживший в Казанской епархии, находящийся в среднеазиатской ссылке бывший Уфимский архиепископ Андрей (Ухтомский), который с самого начала отрицательно относился к самой идее передачи церковного управления по завещанию как к неканоничной, и вставший на путь децентрализации церковной власти и организации неподчиненных временному Синоду митрополита Сергия общин.

Страницы истории православия в Чувашии в ХХ веке

Господствующее положение русского духовенства в чувашских уездах устанавливалось историческим путем и поддерживалось следующими условиями: 1) это духовенство среди пользовалось полным покровительством и содействием государственной власти. 2) Оно представляло из себя очень крепко сплоченную, обособленную от окружающей среды группу, которая прочно спаяна единомыслием профессиональным положением, сословными предрассудками, родственными и школьными связями. Начиная с сельской просфорни и кончая епархиальными архиереями, — все они проникнуты были одним духом гордости и господства над крещенным чувашами, как побежденными инородцами, коих они в душе презирали, хотя при глазах и называли их «Василий Иванович», «Петр Петрович», но за глазами «Васька и Петька» или просто «чувашишки» 3) Живя с малых лет среди чуваш, это духовенство великолепно знало психологию чувашского народа, мастерски умело обходиться с ним и устраивало свое материальное благополучие как ему угодно и 4) Оно вцепилось в православную чувашскую массу, так глубоко прочно, как клещ впивается в человеческое тело. Оторвать его от насиженного места было также трудно, как оторвать например, немецких баронов от Прибалтийского края. Были, конечно, здесь и весьма хорошие, светлые личности, настоящие пастыри христовы, которые относились к чувашам по братски, но, составляли исключение и встречались так же редко, как оазисы в пустыне Сахара.

Как происходили христианизация и исламизация, русификация и отатаривание чуваш?

Как происходили христианизация и исламизация, русификация и отатаривание чуваш?

Миссионерство и мусульмане Волго-Камья (последняя треть XVIII — начало ХХ в.)

Монография посвящена изучению развития политики христианизации мусульманского населения Волго-Камского края, форм миссионерской деятельности Русской Православной церкви, эволюции подходов религиозного просветительства в период с последней трети XVIII — начала XX в. В книге проанализированы методы борьбы мусульман за сохранение своей традиционной веры, причины роста влияния ислама в регионе, динамика движения крещеных татар за возвращение в мусульманство, рассмотрено формирование группы православных татар-кряшен. Издание рассчитано на широкий круг читателей.

Политика христианизации Русского государства и конфессиональное состояние чувашей Башкирии (до 1917 года)

Сухарева И. В. Политика христианизации Русского государства и конфессиональное состояние чувашей Башкирии (до 1917 года): Монография / И.В. Сухарева. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. — 64 с.В работе рассматриваются политика царизма в сфере религии и конфессиональное состояние чувашей Башкирии вплоть до начала XX века, когда полностью сложилась религиозная картина, сохраняющаяся с небольшими изменениями до настоящего времени.
Для учителей и студентов, изучающих историю народов республики.

Татарский христианский шамаиль

Возникшее в христианской Византии и вернувшееся в восемнадцатом веке через Италию и Чехию на территорию Турции, а оттуда в связи с популярностью предметов турецкого импорта в татарской среде в девятнадцатом веке (распространившееся и на территории России), искусство шамаиля получило широкое развитие в татарской культуре и стало особым видом татарского искусства. В дальнейшем татарский шамаиль стал одним из способов национального самовыражения, возможность которого возникла в среде татар мусульман в связи с распространением идей движения джадидизма.

Христианизация нерусских народов Среднего Поволжья в отечественной историографии: вторая половина XIX — начало XX в.

В середине XIX в. начался процесс реорганизации христианизаторской политики, переживавшей с конца XVIII в. глубокий системный кризис. Перемены выразились в постепенном, но неуклонном переходе от административно-полицейских методов ведения христианизаторской деятельности к религиозно-просветительским. Для проведения данной реорганизации был необходим анализ прошлого миссионерского опыта. В середине XIX в. также значительно растет интерес исследователей к региональной истории и этнографии населявших страну нерусских народов. Эти обстоятельства и обусловили выделение истории христианизации нерусских народов Среднего Поволжья в качестве самостоятельного предмета исследования.

Причины и характер массового переселения чувашей в Башкирию в XVII — начале XX веков

В целом, описывая причины переселения чувашей на башкирские земли, исследователи обычно сходятся во мнении, что оно было вызвано ухудшением экономического положения крестьян: истощением почв на местах прежнего проживания, малоземельем, усугубившимся в результате естественного роста населения, сосредоточения наделяемых земель в руках сельской буржуазии и т. д. Главная причина переселений коренилась также в общественном устройстве, в угнетении и эксплуатации порабощенного класса крестьянства. Переселения чувашей были вызваны не только социально-экономическими факторами, но и причинами духовного, культурного характера. Сильнейшим фактором миграции стало насильственное обращение чувашей в христианство. Нельзя также забывать и о заинтересованности правительства в заселении окраин.

Страницы

Subscribe to RSS - Христианизация