Сувар — древнее название чуваш

В исторических документах собственно предки чувашей выступали под разными этнонимами. С VII – X вв. они известны как «сувары» и «булгары», с XI в. – «волжские булгары», а в русских и зарубежных источниках конца XV – начала XVIII вв. – «нагорные черемисы», «горные люди», «черемисские татары».

В русских летописях термин «чуваш» упоминается под 1524 годом, когда великий князь Василий Иоаннович, построив на устье Суры град Василь, отправил на Казань войско, и оно на Свияге имело бой, и на том бою «многих князей и мурз, и татар, и чювашу избиша».

Как пишет профессор Казанского университета середины XIX века В. А. Сбоев, народ под названием «чуваши» долгое время был вовсе неизвестен и восточным, и западным историкам и географам: «Только в середине XVI столетия он вдруг явился в истории».

Об этом же пишет видный чувашский этнограф и историк середины XIX в. С. М. Михайлов. Он отмечает, что имя «чуваш» не было известно, вероятно, потому, что народ этот скрывался под общим названием «орды» или «татары».

«Болгар» с древнетюркского языка переводится как «повстанец, восставший», что сохранилось на современном чувашском языке в форме «пӑлхар – восстание», призыв «будь един» - «пулкар», «пул ар».

Кто такие были «булгары» («болгары»)? Был ли это один этнос или этим названием обозначался союз народов, составляющих одно царство на реке Волге. Не оттого ли царство это называлось «Болгарским», что лежало при реке Волге (Болге), и не означало ли это название просто «Волжское царство»?

Название «болгары» затруднительно считать именем одного народа уже потому, что трудно допустить, чтобы народ, живший в историческое время и достигший в своем развитии сравнительно высокого уровня культуры и цивилизованности, вдруг на глазах соседей потерял свое название, да и сам исчез вместе с ним.

Вспомним аналогичный пример из совсем уж недавней истории мощнейшего Советского государства, возникшего в 1917 году. В этом государстве проживал многочисленный «советский народ», состоявший из более чем десятков национальностей, народов: русских, украинцев, татар, чуваш и т.д. Подобно вышеописанному случаю сильный, многочисленный «советский народ» тоже вдруг исчез с распадом СССР, хотя сами национальные народы сохранились. Исчезло название народа. Вероятно таким же путем исчез булгарский народ, булгары, хотя и более трагически.

Гали Еникеев, опираясь на выводы Ахметзаки Валиди Тугана и русских «дореволюционных» ученых, пишет: «Булгары — это название сообщества (народов), говоривших на разных языках и исповедующих различные религии. Булгар – это название сообщества (государства), образованного тюркскими племенами. Предки нынешних марийцев, мордвы, удмуртов – племена финских народностей, а предки нынешних казанцев, чувашей, мишарей, башкир – племена тюркские, все они являлись подданными Булгарского хана и носили собирательное название «булгары». А народ, который более основательно назывался именем булгар – был тюркским племенем, это предки нынешних чувашей и, в определенной мере, татар тоже. Это племя было правящим в государстве. Язык древних булгар представлял собой нечто среднее между татарским и чувашским, но представляется, что чуваши сохранили язык булгар лучше, чем татары».

Суварский народ сохранил свою самобытность, не потерял язык, обычаи, культуру и древнюю этническую религию, основывающуюся на положениях зороастризма древних иранцев. В некоторых регионах России, где живут компактные группы сувар (чувашей), до сих пор сохраняются древние традиции и этническая религия.

Таким образом, в результате почти полного истребления булгаро-сувары потеряли государственность, национальную элиту, культурные накопления и этническое название. По мнению некоторых исследователей, даже по самым скромным подсчетам, не менее 4/5 болгаро-суварского населения было уничтожено (В. Д. Димитриев, Н. И. Егоров, В. П. Иванов и др.).

Суваро-булгарский этнос выжил благодаря тому, что строго придерживался канонов своей этнической культуры, но перешедшие в ислам сувары (чуваши) быстро отатаривались. Для чуваша, мари или мордвы выражение «принять мусульманство» было тождественно выражению «уйти в татары»: по принятии ислама тотчас оставляется родной язык, национальный костюм, национальные обычаи, и все это заменяется татарским. «Чувашенин, принявший мухаммеданство, уже стыдится именоваться чувашенином и говорить по чувашски, а называет себя татарином. «Я не чувашенин, т.е. не язычник», мыслит он: «я татарин, т.е. правоверующий».

В начале XVIII века в процессе насильственного крещения суваро-булгарскому народу запретили жить со своей этнической религией, начали забываться национальные имена, остался в прошлом и этноним. Исчезли формы арабографической и рунической письменности.

А вообще-то соседние племена могли называть суваро-булгар по-разному, в отличие от соплеменников. Греческие, арабские и славянские авторы и летописцы, не понимавшие суваро-булгарского языка, подлинные самоназвания племен искажали до неузнаваемости. Г.И. Комиссаров отмечал, что «само название «чуваш» (чӑваш, чӑаш) не подлежит филологическому объяснению. Смысл его неизвестен».

Значение слова «чуваш» можно найти в словаре В.И. Даля «Толковый словарь живого великорусского языка», неоднократно переизданный в XX столетии. «Чуварыка - неопрятный человек. Чувашъ-чувашъ, так скликают свиней: чух-чух: чуш-чушъ. Всякий калмык Иванъ Иванычъ, а чувашинъ Василий Иванычъ.». Владимир Даль при этом не выделяет, что «чуваша» относится к конкретному народу, племени, локализовано проживающих на определенной территории.

Рассказывают, что иеромонах Вениамин Пуцек-Григорович, посланный для обращения чувашей в христианство, крестил их целыми толпами, причем давал им всем имя Василия, восприемником был диакон Иван Афанасьев, - и вышли чуваши Васильями Ивановичами».

Этническое самоназвание народа «сувар» заменилось на социальное название «чуваш» в связи с насильственным крещением.

Ротацированная форма «сувар» восходит к более ранней форме «сабир», о чем свидетельствуют все исторические источники (за исключением Ибн Фадлана), ср.: Птолемей (II век) – савар; Прииск Паннийский (V век) – сабир; Захария Ритор (V век) – сабир; Прокопий Кесарийский (VI век) – сабир; Мовсес Хоренаци(VI век) – савир; Менандр Протектор (VI век) – сабир; Иордан (VI век) – савир, сабир; Феофилакт Симокатта (VI - VII века) – сабир; Константин Багрянородный (X век) – сабар, асфал – «белые сабиры»; Ибн Хордадбех (IX век) – сувар; Аль-Масуди (IX – X века) – савардия; Эль Балхи (X век) – сувар; Ахмед ибн Фадлан (X век) – суваз; Аль-Истакри (X век) – сувар; Аль-Мукадесси (X век) – сувар; Иосиф, хазарский каган (X век) – сувар; Худуд аль-Алам (X век) – сувар; Ибн Хаукаль (X век) – сувар; Махмуд Кашгари (XI век) – сувар; Аль-Гарнати (XII век) – сувар; Аль-Идриси (XII век) – сувар; Якут (XIII век) – сувар; булгарская эпитафия (XIV век) – сувар; карта Фра Мауро (1459 год) – веда-суар.

Суварские племена при вынужденных переселениях переносили на новые места древние названия своих городов. На Венецианской карте Франциско и Доминико Пицигано 1367 года на месте нынешних Чебоксар изображен город без указания названия. На карте Фра Мауро 1459 года (Португалия), составленной на основании карты 1436 года и более ранних карт (Tartarica. Атлас. Казань-Москва-СПб., 2005), на месте современных Чебоксар указан город «Веда Суар». На карте указывается суварское (чувашское) название реки Волга – Адыл. Археологический материал, найденный на территории г. Чебоксар во время раскопок под руководством В.Ф. Каховского в 1969 – 1973 годах, подтверждает, что город Веда Суар был основан в XIII веке, а не в XV веке, официально закрепившийся версии.

Фамилия Суворов исходит, без сомнения, от названия народа сувар, что является убедительным подтверждением суварского происхождения известного полководца – генералиссимуса А.В. Суворова. Отец его, Суворов Василий Иванович, был выходцем из «мензелинских служилых людей» (ныне Республика Татарстан).

Многие историки и писатели XIX века отмечали, что имя «чуваш» не было известно, вероятно, потому, что народ этот скрывался под общим названием «татары». В действительности, никто и не скрывал свое самоназвание, просто суваро-булгары понятия не имели, что где-то, кто-то их окрестил чувашами. Сами суваро-булгары, почитая себя, называли «суар» или «Сумлӑ ар». На суварском су – «почитай», ар – «человек».

Тождественна и созвучна известная всем приветственная фраза «ыр сун», что дословно переводится «пожелай добра». Сувары (чуваши) при встрече и сегодня приветствуют, здороваются словами «ыр сунап сана» - желаю тебе добра.

В слове же «чуваш» ни один из корней не имеет понятия «человек», такое социальное название не объединяет этнос, а разъединяет. Слово – великая сила. Им можно поднять престиж народа, им же можно и задавить любую его традицию и культуру. Мы говорим «арҫын» (ар – «мужчина», ҫын – «человек»), «арӑм» (жена, «хӗрарӑм» - женщина). Почему-то никому не приходит в голову называть себя «чувҫын» или «ашҫын». Слово «чуваш» - беспредметная бессмыслица, понятие социальное.

Черемисы (марийцы) сумели после Октябрьской революции вернуть себе исконное самоназвание мари, что означает «муж», «мужчина». Вотяки также вернули свое историческое название удмурт («мурт» по-удмуртски – «человек», «личность», «муж»).

Этническое название «сувар» было известно еще 4,5 тысяч лет назад. Название этноса как оберег имело тайную силу и власть, веками сплачивая и сохраняя суваро-булгарский народ. Оно придавало народу радость и вдохновение, доблесть и могущество, любовь и доброту, трудолюбие и созидание.

Название суваро-булгарского народа исчезает в начале XVIII века в связи с насильственным крещением. Выходит, что прошло не так уж и много времени, но что стало с некогда сильным древним народом? Оглянитесь вокруг, что творится в деревнях, где атмосфера пронизана пьянством, жадностью и завистью. Вместо трудолюбия – красноречивое словоблудие и приспособленчество. Похоже, что духовная жизнь нашего народа наполнилась тяжелой, отрицательной энергетикой. Мы сами себя заключили в ад, забывая, что «в аду остаются лишь до тех пор, пока этого хотят».

Большинство чувашей страдает заниженной самооценкой. Несмотря на то, что в республике приняты национальные программы, многие из чувашских детей стесняются говорить на родном языке. Их родители не сознают, что самое дорогое и главное сокровище народа – это язык, и его нашим предкам удалось пронести через тернии и слезы, через горнило горьких испытаний. А сейчас мы начали относиться к своему языку и вовсе пренебрежительно. При таком подходе к своей истории и культуре мы сами же приближаем гибель своего народа.

Фондом историко-культурологических исследований им. К.В. Иванова в 2010 году издана книга очерков под названием «Кто мы – суваро-булгары или чуваши?» (В. Н. Алмантай, г.Чебоксары), в Чувашии и республике Татарстан действуют более десятка организаций, объединений и обществ с названием «сувар» либо с использованием этого слова, в республике активно развивается Фонд развития суварско-чувашской нации «Сувар»… В последней переписи населения официально признали себя суварами несколько сот человек.

В Казани тиражом в 6-7 тысяч экземпляров издается общественно-политическая газета «Сувар» на чувашском языке, учрежденная Кабинетом министров Татарстана. Идеология этого крупного газетного издания выражается лаконичным тезисом: «Сувар — древнее название чуваш».

Пришло время вернуть чувашскому народу свое древнее, родовое название «сувар».

Алмантай Владимир,

географ, участник научных экспедиций по исследованию

этнографических памятников, лауреат премии

академика В. В. Николаева (2011)

Адёр Николай,

Председатель Фонда развития суварско-чувашской нации «Сувар»

Вестник Чувашского отделения Российского философского общества.

Чебоксары, 2010. — С. 41-54.