Три сподвижника

Сулейман Г.
Три сподвижника // Звезда Поволжья. — 2010. —24.06—30.06 (№ 23)

См. также

 

Нет оснований для сомнения в том, что в Булгарию проникали исламские проповедники. Автор XII столетия Абу-Абдалах Гарнати писал, что в 9 г. хиджры пророк Мухаммед послал в Булгар трех своих сподвижников, которые будто бы чудесным образом исцелили больную дочь хана и оставались в Булгаре три года, строили там мечети и распространяли ислам. Один из этих сподвижников остался в Булгаре и женился на исцеленной дочери хана Туй-бике. Однако сомнительно, чтобы один из них доставил письмо пророка Мухаммеда, написанное на тюркском языке, как сообщают некоторые арабские авторы.

§ 15. Волжска-Камская Булгария // Тагиров И. Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана : научное издание / И. Р. Тагиров; Казан. гос. ун-т. — Казань: Таткнигоиздат, 2000. — 310 с : ил.


На страницах газеты уже говорилось о том, что в одном из крупнейших татарских сел должна открыться Соборная мечеть. Речь шла о селе Шыгырдан Батыревского района Чувашской Республики. Хочется отметить особую значимость данного события для всех татар и мусульман Чувашии, прошедшего на днях в этом селе.

Торжественное открытие Центральной Соборной мечети Духовного управления мусульман Чувашии имени «Трех сподвижников», названной так в честь прибывших 1420 лет назад в Волжскую Булгарию трех сахабов Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) состоялось 20 июня 2010 года. Мечеть вместимостью более 1200 человек для этого села стала седьмой по счету.

В торжественной церемонии открытия мечети приняли участие председатель Духовного управления мусульман РФ Талгат Таджутдин, глава ДУМ Чувашии Альбир Крганов, федеральный инспектор Приволжского федерального округа по Чувашской Республике Руслан Тихонов, председатель исполкома ВКТ Ринат Закиров, советник по делам религии при посольстве Турецкой Республики Бекир Герек, ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин, муфтии и гости из 20 регионов России, а также жители села.

«Это уникальная мечеть с историческим духовным смыслом. Пусть Всевышний Творец будет доволен трудом строителей, меценатов и идейных вдохновителей мечети. Пусть мечеть будет только ради довольства Всевышнего…» — подчеркнул Талгат Таджутдин и отметил, что мечеть имеет уникальное архитектурное решение: снаружи она напоминает Булгарскую Хан-Джамиг мечеть (Соборная мечеть) XIII века, а внутри переплелись узоры Булгара, Средней Азии и османской каллиграфии.

Особенностью художественного решения мечети является не только то, что она построена по восстановленным чертежам средневековой Джамиг мечети, но и в интерьере продолжает татарские традиции. Как рассказал IslamRF муфтий Чувашии Альбир Крганов, в ходе работы над эскизами оформители изучили традиционные татарские орнаменты на основе сохранившихся предметов средневекового декоративно-прикладного искусства, которые сейчас хранятся в музейных фондах, в том числе в Эрмитаже. Эти орнаменты отражены в витражах мечети и в рисунке ковра молельного зала, который соткали по специальным эскизам на заводе в городе Шумерли Чувашии.

Отделкой мечети занимались мастера из Турции и Узбекистана, аятами Корана интерьер мечети расписывал специалист из Турции, ранее оформлявший множество мечетей на Ближнем Востоке и в Европе. Михраб, Минбар, Курси для вагазов (проповедей), макфаль муэдзина и главные двери, высеченные из орехового дерева (удивительной красоты), также были привезены и принесены в дар мечети из Турции. В новой мечети будет храниться духовная историческая реликвия — минбар, с которого более двухсот лет несли свое слово верующим виднейшие татарские богословы, в частности, Шихабутдин Марджани.

С учетом того, что численность населения данного села составляет около 7 тысяч человек, получается, что на каждую тысячу жителей этого села приходится одна мечеть. Если перенести данную пропорцию на масштабы Казани, то в нашем городе должно было бы быть не менее 1000 мечетей, что на сегодняшний день кажется невероятным, нам остается об этом только мечтать.

Примечательно, что Сабантуй, проводимый в Шыгырдане в этот же день, не собрал такого количества людей, как церемония открытия мечети, в то время как руководство Татарстана предпочло празднование Сабантуя в Казани, не придав особого значения такому событию, как открытие мечети в немусульманском регионе, хотя стоило бы. Ведь нашим соотечественникам в регионах моральная поддержка, связь со своими корнями, чувства родства и единства имеют даже большее значение, чем финансовая помощь, т. к. финансово в данном случае они абсолютно самодостаточны.

Стоит также заметить, что все мечети в татарских селах Чувашии, в т. ч. и в Шыгырдане, будь то восстановленные или построенные заново, воздвигаются именно на тех местах, где они стояли и раньше; жители деревни бережно хранили эти участки земель, ничего на них не выращивая и не строя, пообещав когда-то своим отцам и дедам восстановить все разрушенные храмы.

Впечатления от праздника омрачило одно обстоятельство — это пропаганда булгаризма, прозвучавшая с высоких трибун. Не хотелось бы думать, что и такое светлое событие, как открытие мечети, было в спекулятивной форме использовано как пропаганда перед предстоящей переписью населения, и повторить слова муфтия Чувашской Республики Альбира Крганова: «Мы — татары, и весь наш народ — татары!».